Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 290 
Next page End  

В дихотомию преобразуются все типы признаков, какое бы количество
градаций они не содержали. Например, образование включает несколько
градаций: неполное среднее, среднее, среднее техническое, высшее
незаконченное и высшее законченное. Пятипунктовая шкала легко
преобразуется в серию дихотомий: высшее / не высшее, среднее / не среднее
и т. п. Такого рода серии кажутся бесполезными для полевых исследований,
однако они являют собой некий эталон точности при идентификации
объекта. Например, ответ на вопрос: «Демократ ли вы?» дихотомичен.
Респондент может ответить «да» или «нет». Если нет, это означает, что
респондент не знает, кто он по политическим убеждениям, не может или не
хочет ответить, консерватор, левый террорист и т. п. Все дело в том, что
отрицательные суждения не содержат в себе определенного знания.
Среди наиболее часто применяемых социологических переменных —
социальный статус, доход, пол, возраст, семейное положение,
национальность, а также различные «удовлетворенности». Концептуальные
переменные выполняют также функцию генерализаций. Генерализация
освобождает исследователя от текучего многообразия впечатлений и
развертывает перед ним мир идей — социолог начинает работать не с
единичными фактами, ас идеальными классами событий. Например,
концептуализация «статус» разграничивает людей, скажем, по доходу,
оставляя в стороне другие стороны их бытия: образование, цвет глаз,
музыкальность. Построив пространство признаков, социолог выдвигает
предположения о возможных ковариациях, догадываясь, например, о связи
между классовым положением и политической активностью.
Первая задача, возникающая при проектировании социологического
исследования, заключается в построении системы концептуальных
переменных, через которую мы начинаем смотреть на мир. Она образуется
из некоторого количества идеальных континуумов, характеризующих какое-
либо свойство изучаемого объекта. Эти переменные впоследствии должны
быть эмпирически проинтерпретированы и приобрести форму
операциональных определений. А пока они являют собой неоформленный
проект будущего измерения.
На предварительном этапе проектирования исследования не следует
пренебрегать и воображаемыми концептуализациями — признаками,
которые мы до времени не знаем, как измерить. Когда Т. Адорно и его
коллеги задумывали свой знаменитый проект, у них не было готового
инструмента для классификации людей по «авторитаризму»
6
. Сначала было
представление о том, что свойство, называемое автори
6
Адорно Т. Типы и синдромы / Пер. с англ. А.С. Дмитриева //
Социологические исследования. 1993. ¹ 3. С. 75 — 85.
40
Hosted by uCoz