Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 290 
Next page End  

методология — это техника получения знания. Кроме вопросников, шкал и
статистических коэффициентов, технический инструментарий включает
способы аргументации и представления результатов работы. В последних
двух случаях мы имеем дело с риторикой дисциплины. И, наконец, не менее
важное значение имеет этика — нормы поведения в научном сообществе, в
соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство
знания.
Многие считают, что дело социолога — тщательно фиксировать то, что
происходит в действительности и обобщать полученные данные.
Методология делает эту простую задачу практически неразрешимой. «То,
что происходит в действительности» нередко оказывается при внимательном
рассмотрении весьма призрачным и зыбким. Нужна значительная
методическая работа, чтобы быть уверенными: полученные факты есть то,
что они есть.
Методология социологических исследований образует комплекс
проблемных областей. Каждая из них обладает достаточной автономией.
При том, что социология не располагает специфическими, только ей
присущими методами, перечень этих областей практически неисчерпаем.
Среди них — исследование относительно локальных тем, например, причин
отказов отвечать на вопросы интервьюера, и анализ основных стадий
общественного прогресса. В современной социологии разработаны десятки
методов и техник сбора и анализа данных. Математическая статистика здесь
соседствует с грандиозными мифами и литературным описанием
повседневных жизненных обстоятельств. Полный курс методологии
социологического исследования в идеале требует составления небольшой
библиотеки.
Задача «Лекций»
описать дополевой этап методологии, когда
разрабатывается социологический проект. К. Маркс говорил о том, что
самый плохой архитектор отличается от хорошей пчелы тем, что создает
свой объект сначала идеально, в представлении. Если применить эту
аллегорию к социологической работе, многих социологов можно назвать
пчелами — они не любят кабинетной рутины и летят в поле без каких-либо
определенных представлений об ожидаемых результатах. Социологи-
«архитекторы», стараясь избежать непредвиденных ситуаций, шаг за шагом
продумывают весь процесс социологического исследования в лаборатории и
выходят в поле только для сбора данных.
Собственно говоря, при проектировании социологического
исследования нужно решить семь задач: 1) составить словарь переменных; 2)
определить единицы исследования и объект; 3) построить пространство
признаков; 4) сформулировать гипотезы; 5) перевести 
5
Hosted by uCoz