Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 290 
Next page End  

эмпирическими генерализациями и отличает их от генерализаций
теоретических. Первые не включены в структуру теории и представляют
собой лишь материал для теоретического анализа. Теоретические
генерализации, именуемые также законами, выводятся из исходных
допущений и могут быть непосредственно не связаны с единичными
наблюдениями. Например, эмпирические наблюдения показывают, что среди
католиков число самоубийств ниже, чем среди протестантов. Эта
эмпирическая генерализация получает теоретическое обоснование, если
выводится из совокупности других постулатов социологической теории: 1)
социальная связь обеспечивает психологическую поддержку членам группы,
подверженным стрессам и ощущению беспокойства; 2) самоубийства
являются функцией не нашедших выхода чувств беспокойства и стресса,
испытываемых личностью; 3) у католиков социальные связи более тесные,
чем у протестантов; 4) следовательно, предполагается более низкий уровень
самоубийств среди католиков, чем среди протестантов¹.
Назвать подобного рода «цепочки» предположений логическим
выводом неправомерно. В социологии чаще всего приходится заменять
логическое доказательство нарративом (narratio, лат. — повествование) —
рассказом о том, какова связь между переменными: производительными
силами и производственными отношениями, мирской аскезой и
рациональным предпринимательством, брахицефалией и психологией
«одинокой толпы». Логические и статистические процедуры уступают здесь
место историческим иллюстрациям, литературным аллегориям и описаниям
«случаев из жизни». Доказательность заменяется риторической
убедительностью.
Как конструируется пространство концептуальных переменных?
Первый вход в него можно назвать априорным. Исследователь оперирует
измерениями, которые уже приняты в научной литературе и получили
теоретическое и процедурное обоснование. Короче говоря, они
институционализированы в корпусе дисциплинарного знания: IQ
«уровень интеллектуальности», статус — место на социально-
профессиональной лестнице, образование — нечто вроде количества лет,
потраченных на учебу. Особенность такого «входа» в признаковое
пространство состоит в том, что значения переменных задаются изнутри:
континуумами измерений, т. е. школьными позициями. В социологических
вопросниках такой путь обычно ведет к использованию «закрытых»
переменных (их градации устанавливаются вне зависимости от «свободных»
ответов респондента).
1
Merton R. On theoretical sociology. New York: The Free Press, 1967. P.
150, 151.
63
Hosted by uCoz