Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 290 
Next page End  

Построить интервальную шкалу можно с помощью парных сравнений
либо используя, как это делал Л. Терстоун, судейские процедуры. Сначала
создается массив релевантных суждений, описывающих измеряемый
признак, например отношение, установку либо оценку. Затем экспертам
предлагается расположить суждения по категориям от наибольшей
интенсивности признака до наименьшей. Предполагается, что распределение
судейских оценок вокруг шкальных значений подчинено нормальному
закону. Отбираются те суждения, которые получил и согласованные оценки
судей. Таков метод построения «интервалов, кажущихся равными».
Наиболее известные методы построения шкал интервалов разработаны Л.
Терстоуном, Р. Ликертом, Л. Гуттманом. Однако в современной социологии
они используются редко.
Метрические, или абсолютные, шкалы соответствуют всем
требованиям, предъявляемым к шкалам более низких классов, они имеют не
только нулевую метку отсчета, но и единицу измерения времени, расстояния
либо численности единиц. Здесь допустимы все преобразования с числами.
Приписывание значений объектам осуществляется в трех формах:
вербальной, графической и числовой. Вербальная интерпретация
переменных наиболее распространена в массовых опросах. В качестве
элементов шкалы здесь выступают суждения, свидетельствующие о
мнениях, ценностях, состояниях. Насколько адекватно это свидетельство —
особая проблема. Ясно одно: сами суждения не более чем свидетельство о
реальности, которая стоит за ними. Поэтому вербальная интерпретация
шкалы выполняет в языке повседневности роль своеобразного зонда. Ее
принципиальное отличие от обыденной речи заключается в четкой
концептуальной структуре, адаптированной к многообразным речевым
ситуациям и контекстам. Даже открытый вопрос, казалось бы, максимально
ориентированный на лексику респондента, работает только при условии
однозначного концептуального кодирования.
Вербально интерпретированные позиции шкалы воспринимаются
достаточно отчетливо, если их немного. Но уже при выборе из пяти
градаций начинаются затруднения. Например, категории «доволен» и
«скорее доволен, чем недоволен» различаются со значительной степенью
условности. В семипунктовой шкале возможности вербальной
интерпретации оказываются исчерпанными. Здесь предпочтительнее
графическое оформление шкалы, создающее возможность стандартного
прочтения. Графическая интерпретация шкалы применяется в так
называемых кросс-культурных исследованиях, где лексика инструмента
требует перевода на язык респондента. Предполагается, что визуализация
переменной в рисунке создает универсальный «паттерн» 
84
Hosted by uCoz