Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 162 
Next page End  

Рис.1.
В общем, этот тип конфликтной ситуации разрешается относительно легко. Подход
к одному привлекательному объекту сам по себе часто бывает достаточным, чтобы сде-
лать этот объект доминирующим. Выбор между двумя приятными вещами, в общем,
легче, чем между двумя неприятными, если только это не касается вопросов, имеющих
глубокое жизненное значение для данного человека.
Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колебанию между двумя
привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной
цели изменяет ее валентность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался.
2. Второй фундаментальный тип конфликтной ситуации имеет место, когда
человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностя-
ми. Характерным примером является ситуация наказания, которую ниже мы рассмотрим
более полно.
3. Наконец, может случиться так, что один из двух векторов поля идет от
положительной, а другой — от отрицательной валентности. В этом случае конфликт
возникает только тогда, когда и положительная, и отрицательная валентности находятся в
одном и том же месте.
Например, ребенок хочет погладить собаку, которую он боится, или хочет съесть торт, а
ему запретили.
В этих случаях имеет место конфликтная ситуация, изображенная на рис. 2.
Позднее у нас будет возможность более детально обсудить эту ситуацию.
Тенденция ухода. Внешний барьер
Угроза наказания создает для ребенка конфликтную ситуацию. Ребенок находится
между двумя отрицательными валентностями и соответствующими взаимодействующими
силами поля. В ответ на такое давление с обеих сторон ребенок всегда предпринимает
попытку избежать обеих неприятностей. Таким образом, здесь существует неустойчивое
равновесие. Ситуация такова, что малейшее смещение ребенка (Р) в психологическом
поле в сторону должно вызвать очень сильную результирующую (Вр), перпендикулярную
к прямой, соединяющей области зада-ния (3) и наказания (Н). Иначе говоря, ребенок,
стараясь избежать и работы, и наказания, пытается выйти из поля (в направлении
пунктирной стрелки на рис. 3).
Hosted by uCoz