Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 162 
Next page End  

ощущения относительно цвета конфликта. Черный, темный, красный, коричневый,
красно-черный, грязный, багровый...Одна из участниц группы говорит: «Почему-то
конфликт кажется мне зеленым. Странно, я ведь люблю зеленый цвет (с недоумением). А
он же ядовито-зеленый!». „
Я прошу их представить, что они держат конфликт, о котором сейчас рассказали, в
своих руках. Участники группы сидят с напряженно вытянутыми руками, раскрытыми
вверх ладонями, почти у всех закрыты глаза. «Вот он. Он в Ваших руках, что вы сделаете
с ним?» Я вижу, как ладони одних непроизвольно сжимаются, другие как бы отталкивают
что-то от себя.
Елена говорит: «Я почувствовала, как мои руки стали тяжелыми и что-то потащило
их вниз».
Алевтина: «Мне захотелось растопырить пальцы, и что-то липкое потекло между
ними, мне хотелось, чтобы оно скорее вытекло» (брезгливо передергивает плечами).
Тамара (ее руки были разведены в стороны): «Я чувствовала, что в моих руках
сразу два конфликта и что моя левая рука непроизвольно сжимается, я хочу задушить этот
конфликт. Неужели я такая жестокая?» (на ее глазах появляются слезы).
На этом же первом этапе, поскольку каждый из участников группы рассказывает о
какой-то конфликтной ситуации, собирается материал для последующей работы. Обу-
чающая программа состоит в том, чтобы слушателям точно сформулировать основную
проблему конфликта, его суть. Возможные трудности здесь связаны с тем, что они
должны найти формулировку не в терминах поведения и взаимоотношений людей, но в
виде констатации противоречия между системами, явлениями, интенциями и т.д., для чего
необходимо увидеть то, что стоит за поведением людей, за их внешними поступками и
действиями. «Поведенческое» видение конфликта неизбежно — в явной или неявной
форме — содержит оценочный компонент, а именно этого и должен избегать посредник
для сохранения своей позиции и реализации соответствующих функций.
Дальнейший сценарий программы обучения построен но принципу
последовательного прохождения различных стадий процесса посредничества.
Первый этап — с которого фактически уже начинается или может начаться
деятельность посредника — это обращение человека к психологу за помощью в
разрешении проблемной или конфликтной ситуации. Именно эта первая встреча во
многом определяет, как будет далее строиться работа психолога с конфликтом и в какой
профессиональной роли — психотерапевта, консультанта или посредника — он выступит. 
Чтобы в дальнейшем психолог могэффективно реализовывать функции
посредника, необходимо на первом этапе-работы с клиентом соблюсти определенные
правила. Наша программа предполагает обсуждение и последовательную отработку
различных аспектов этого первичного приема клиента, уточнение способов решения
основных задач данного этапа. В ходе этого первого диалога с участником конфликта
важно выяснить несколько ключевых для понимания конфликтной ситуации моментов:
— в чем, собственно, суть конфликта, предмет разногласий и «борьбы» его участников;
— кто является конфликтующими сторонами;
— каковы позиции участников конфликта и цели, которые они преследуют;
— каковы их установки относительно друг друга, имеет их прошлый коммуникативный
опыт скорее позитивный или скорее негативный характер.
Часто в общем виде ответы на эти вопросы можно получить из монолога
обратившегося за помощью человека, иногда для точного понимания важно задать
«проверочные» вопросы. Получив необходимую информацию, можно перейти к решению
других задач первого типа. Прежде всего необходимо четко определить круг проблем,
подлежащих обсуждению и решению в ходе совместной дискуссии всех участников
конфликта. Для этого психолог должен специально уточнить, предполагает ли клиент
последующее обсуждение каждой из упомянутых им проблем; тем самым как бы
заключается контракт с клиентом. Далее важно понять, какой выход из сложившейся
Hosted by uCoz