Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 162 
Next page End  

включить в нее этих Веру и Петра, объединив остальных сотрудников в одну группу; или,
возможно, Вам придется включить всех поименно и добавить в список имя начальника
отдела.
Этап 3. Каковы их подлинные потребности?
Теперь Вам следует перечислить основные потребности и опасения для каждого из
главных участников, связанные с данной проблемой. Вы должны выяснить мотивацию,
стоящую за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки
вызваны их желаниями и стоящими за ними мотивами; мы стремимся к тому, что
приближает удовлетворение наших потребностей, и избегаем того, что мешает этому.
Графически отображая наши потребности и опасения, мы расширяем кругозор и
создаем условия для более широкого круга потенциальных решений, доступных после
окончания этого процесса.
Потребности. Мы пользуемся этим термином в его широком смысле — он может
означать желания, ценности, интересы и вообще все, что может казаться важным для
человека. Вы можете просто спросить участников: «В отношении к проблеме... в чем
заключаются Ваши/их главные потребности?». Вы можете задать этот вопрос себе,
другому участнику или о другом лице или стороне. В числе потребностей могут быть:
— постоянная работа, приносящая удовлетворение;
— уважение;
— признание и понимание;
— прибранный дом/письменный стол;
— позволение держать вещи в беспорядке;
— законность и респектабельность сделки.
Иногда одна и та же потребность относится к нескольким или даже всем группам.
В таком случае может быть полезным привести эту потребность иод всеми рубриками,
чтобы показать наличие общих интересов у всех участников.
Иногда попытки отвлечь людей от заготовленных ими решений и перенести их
внимание на рассмотрение потребностей сталкиваются с их сопротивлением. В таком
случае полезно задать наводящие вопросы вроде: «Ваш ответ на проблему заключаетсяв
том, что мы должны сделать то-то и то-то. Что это Вам даст?». Их ответ на этот вопрос
сможет послужить указанием на их невысказанные потребности. Иногда процесс
картографии конфликта сходит с пути, если один из участников начинает обсуждать свою
сторону проблемы во время обсуждения опасений и потребностей другого участника. Вы
можете прервать это отклонение от темы, вежливо спросив его, нельзя ли занести
затронутую потребность или опасение под соответствующую рубрику на карте. Вы
можете затем продолжить процесс, попросив, если это возможно теперь, вернуться к тому
месту, где остановились ранее.
Опасения. Речь здесь может идти об озабоченности, опасениях, тревогах. Вам не
нужно обсуждать, насколько они реальны, до того как Вы нанесете их на карту. К при-ме
ру у Вас могут быть опасения по поводу чего-то, что представляется Вашему
рациональному сознанию чрезвычайно маловероятным: тем не менее опасения не отсту-
пают, как бы ожидая своего признания. Их важно иметь на карте. Одно из важных
преимуществ этого процесса — возможность высказать и отразить на карте иррациональ-
ные страхи.
Опасения могут включать следующие категории:
-    провал и унижение;
-    боязнь оплошать;
-    финансовый крах;возможность быть отвергнутым или нелюбимым;
-потеря контроля;
-одиночество;
-быть подвергнутым критике или осуждению;
-потеря работы;
Hosted by uCoz