Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 162 
Next page End  

концепция ненасилия, акцентируя общечеловеческие ценности, является фактором,
сдерживающим насилие. Очень значимо, что атака ненасилия исключает «зло во благо» и
исходит из того, что цель не может оправдывать средства. Она снимает
противопоставление целей и средств по этическим критериям.
Вместе с тем социально-политические реальности в таких регионах, как
Югославия, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Ингушетия и др., поднимают
вопрос об особенностях применения принципов ненасилия к подобным ситуациям. С
одной стороны, у меня нет сомнения в том, что порождение насилия насилием является
проявлением вселенских законов, реализацией «космического (божественного)
наказания». С другой стороны, исходя из гуманистических ценностей (например защита
слабого от зла), должны существовать рамки применения принципов ненасилия, и их
необходимо определить. В этой связи представляется необходимым соотнесение
содержания конкретных социально-политических реалий и концепций ненасилия. В
частности, из нее следует убрать все красивые идеалистические заблуждения. Некри-
тическое отношение к идее ненасилия способствует переоценке успехов ее реализации (не
следует, например, забывать, что раздел Индии закончился огромными жертвами; зло
продолжает брать свое и сегодня), пагубно сказывается в политике. Представляется, что
ненасильственный подход нельзя использовать вне содержания реальной практики
политической борьбы. Все это требует более пристального внимания к проблеме. Обзор и
анализ проблемы хорошо представлен в ряде работ. Хочу подчеркнуть следующее.
Прежде всего, необходимо помнить известную дилемму ненасилия — любое
насилие аморально, однако аморально и примирение со злом, а также существование так
называемых инверсий этики ненасилия (А. Огурцов (25)). Реализация идеи ненасилия в
мире насилия имела трагические последствия. Так, в определенных исторических
условиях ненасилие провоцировало власть на самые экстремальные его формы; Идея
сопровождалась также правовым и государственным нигилизмом, анархическими
тенденциями и т.п. Апеллирование к ненасилию перед лицом мощного насилия,
следовательно, в целом усиливает «атмосферу зла» в мире.
Осмысление идеи ненасилия осложняется неопределенностью понятий «насилие»
и «ненасилие» и ряда мифологем (например отождествление насилия и государственно-
правового принуждения или ненасилия с идеей отсутствия права властных структур на
применение силы вообще). Сложной концептуальной проблемой является, например,
диалектика ненасилия как добра и насилия как зла. Следует также различать такие
аспекты проблемы, как:
• мировоззренческие,     философско-религиозные, этические принципы;
• способ разрешения конфликтов в социально-политической сфере;
• конкретная политика и способы ненасильственных действий социальных субъектов,
выражающих их протест, и др.
Исторически насилие и ненасилие были взаимосвязаны. Ненасилие искало опору в
силе, насилие прикрывалось «добрыми намерениями» и т.п. Абсолютизация каждого из
принципов недопустима, как невозможно рассмотрение «вечных проблем» добра и зла
изолированно друг от друга.
Рамки функционирования этики и философии ненасилия в разрешении конфликтов
могут быть, на мой взгляд, сведены к требованию, чтобы «антинасилие» лишь
препятствовало совершению насилия, не переходя в насилие над насилием в качестве
самоцели. Это означает, что добро имеет право на защиту в сопоставимой интенсивности
по отношению к эксплицируемому злу. Существует моральное право воспрепятствовать
насилию силой, особенно там, где «духовная атмосфера» полна агрессивной
враждебности.
Принцип «не противиться злу насилием» не запрещает остановить руку убийцы
насилием над его желанием убивать. Кровь, жестокость, страдания нужны «темным
силам», ибо страдания жертв, как неоднократно подчеркивалось, пополняют
Hosted by uCoz