Navigation bar
  Print document Start Previous page
 160 of 162 
Next page End  

возникает необходимость создания понятийного аппарата для описания этого явления. У
Универсальная понятийная схема описания конфликтов, предложенная А.Я.
Анцуповым, включает 11 понятийно-категориальных групп: сущность конфликтов, их
классификация, структура, функции, генезис, эволюция, динамика, системно-информа-
ционное описание конфликтов, предупреждение, завершение, исследование и диагностика
конфликтов.
Рассматривая сущность конфликтов, автор анализирует их через понятие
противоречия. Под социальным конфликтом у него понимается наиболее острый способ
развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального
взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопро-
вождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.
Следуя логике системного подхода, целесообразно, как нам кажется, опираться на
модель конфликта, которая включает: «переменные — пространство — время — зави-
симости». Данная модель позволяет учитывать такие дихотомические показатели
социальных явлений, как устойчивое — изменчивое, статическое — динамическое, одно-
мерное — многомерное. Опираясь на данный подход, конфликт определяется как форма
проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем,
которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта
необусловленного противоположно выбранными целями, осознаваемыми или не осоз-
наваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие
противоречия. Данное определение позволяет перевести проблему конфликта на
операциональный уровень ее изучения.
Одним из центральных вопросов, требующих своего разрешения в исследовании
конфликтов, является вопрос о причинах и факторах, обусловливающих возникновение
конфликтных ситуаций и их перерастание в конфликт. Сложность изучения данного
явления заключается в том, что исследователю трудно проследить весь процесс воз-
никновения и развития конфликтной ситуации. Между исследователями данной
проблематики существуют противоречия, связанные с тем, насколько устойчивыми, ста-
бильными или же, наоборот, зависимыми от конкретных ситуаций взаимодействия
рассматриваются детерминанты проявления конфликта. Тех, кто связывает конфликт-
ность с образованиями, стабильными во времени (диспозициями, конфликтными чертами
личности, установками), условно относят к диспозиционному подходу. Тех же
исследователей, что склонны рассматривать конфликтное поведение личности как
результат исключительного влияния ситуационных факторов, как не зависящее от «внут-
реннего» ментально-мотивационного, смыслового плана, относят к представителям
ситуационного подхода (Хекхаузен, 1986).
В рамках диспозиционного подхода исследовались такие социальные мотивы, как
аффилиация — стремление заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться
другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться, присоединяться к
группам, возникновение между людьми взаимной и доверительной связи (Хекхаузен,
1986); мотив власти, достижения (изучению которого посвящено множество
исследовании, начиная с А. Адлера, включая Райта и других исследователей); потребность
в доминировании (MacClelland, Watson, 1973; Veroff, 1957); диспозиция, направленная на
достижение контроля над средствами оказания влияния на других людей (Terhune, 1970).
Заслуга данного подхода, несомненно, состоит в разработке оригинальных планов
исследований, изобретении разнообразных игр «с переговорами» и «социальных дилемм»,
сочетающихся с предварительным отбором испытуемых с определенными
мотивационными констелляциями (Terhune, 1970)
Большая часть психологических исследований, отнесенных к диспозиционному
подходу, посвящена изучению черт личности (личностных диспозиций, черт характера),
ответственных за межличностное взаимодействие, и, в частности, за проявление
кооперативности— конфликтности.
Hosted by uCoz