Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 162 
Next page End  

исследовательские методы лучше приспособлены именно к такой задаче), пренебрегая
изучением социальных функций предрассудков. Расистские и религиозные предрассудки,
направляя враждебность на объекты, лишенные возможности сопротивления, вносят
огромный вклад в поддержание стабильности существующих социальных структур,
выполняя функцию институтов — «защитных клапанов», рассмотренных выше.
Здесь возникает проблема, о которой выше упоминалось лишь вскользь, но которая
играет центральную роль в теории конфликта: проблема функционирования институтов,
канализирующих враждебные чувства, предотвращающих проекцию этих чувств на
непосредственный объект враждебности и тем самым способствующих сохранению
социальной системы. Деятельность этих институтов может также иметь и негативные
последствия для социальной системы, для человека или для того и другого. Как отметил
Клайд Клакхон, «за обвинение в колдовстве платили и человек, и группа».
Общедоступный характер институтов, выполняющих роль «защитных клапанов»,
приводит к смещению целей у индивидов: они не ставят более перед собой задачу испра-
вить неудовлетворительную ситуацию, им нужно всего лишь снять вызванную ею
напряженность. Сама же ситуация не меняется либо продолжает ухудшаться. В следую-
щем тезисе мы попытаемся показать, что степень смещения преследуемой индивидом
цели представляет собой важную переменную в теории конфликта.
Психологи экспериментально показали, что открытая агрессия приносит больше
удовлетворения, чем скрытая; аналогичным образом допустимо, по крайней мере, пред-
положить, что конфликт, направленный непосредственно против объекта враждебности,
может оказаться менее разрушительным для социальной системы, нежели отвод аг-
рессивности через институционализированные «защитные клапаны».
Институты, представляющие собой замещающие каналы для высвобождения
агрессивности, могут стать разрушительными для социальной системы точно так же, как
невротические симптомы разрушительны для человеческой личности. Невротические
симптомы представляют собой результат подавления влечений, обеспечивая в то же время
их частичное удовлетворение. Сдерживаемые влечения «находят иные пути наружу через
бессознательное... Результатом являются симптом и, по сути, замещающее
удовлетворение... Симптом не может совершенно освободиться из-под репрессивной
власти эго и должен подвергнуться модификациям и замещениям... Таким образом,
симптомы по природе своей являются компромиссным образованием между
подавляемыми... инстинктами и подавляющим эго...; они представляют собой
удовлетворение желаний обоих партнеров одновременно, но удовлетворение, неполное
для каждого из них».
«В бессознательном подавленная идея сохраняет свою дееспособность и должна,
следовательно, сохранять свой катексический потенциал».
Фрейдовский метод определения невротического симптома и его функций можно с
пользой применить и в нашем случае. Во-первых, эвристический принцип взаимодействия
между Id, стремящимся к удовлетворению, и Ego, старающимся подавить это желание,
можно применить к взаимодействию между человеком, ищущим удовлетворения, и ин-
ститутами, которые блокируют это желание или подсовывают объекты-заместители.
Перефразируя фрейдовский афоризм, мы можем сказать, что институты, выполняющие
роль «защитных клапанов», позитивно функциональны в отношении как индивида, так и
социальной структуры, но недостаточно функциональны для каждого из них.
Во-вторых, поскольку удовлетворение желаний индивида оказывается неполным,
частично или целиком подавленная идея «сохраняет дееспособность». Блокирование
неснятого или частично снятого напряжения вместо адаптации к изменившимся условиям
приводит к ужесточению структуры и создает предпосылки для разрушительного взрыва.
Более того, современный психоаналитик может сказать то же самое и по поводу
«благотворного эффекта» простого снятия напряжения.
Раньше «снятие напряжения» рассматривалось как терапевтически решающий
Hosted by uCoz