Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 162 
Next page End  

ведения или разрешения конфликта и собственного умения пользоваться ими необходимо
для прогнозирования и понимания хода конфликта. Важно также знать, возник ли конф-
ликт между равными (двумя мальчиками) или неравными (взрослым и ребенком), между
частями целого (двумя штатами) или между частью и целым (штатом Миссисипи и США)
или между целыми (СССР и США).
2.   Предысторию их взаимоотношений (отношение друг к другу, взаимные
стереотипы и ожидания, включая их представление о том, что противоположная сторона
полагает о них самих, в особенности степень полярности их взглядов по системе «хорошо
— плохо» и «заслуживает доверия — не заслуживает доверия»). Будь то конфликт между
Египтом и Израилем, профсоюзом и руководством предприятия или между мужем и
женой, он будет зависеть от их предыдущих взаимоотношении и существующих
отношений друг к другу. Муж или жена, потерявшие веру в благонамеренность друг
друга, вряд ли смогут прийти к соглашению, эффективность которого будет ставиться в
зависимость от взаимного доверия.
3.   Природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость,
мотивационную ценность, определение, периодичность и т. п.). Основа или основания
конфликта между народами, группами или индивидами могут быть «диффузными» и
обобщенными, как в идеологическом конфликте, или определенными и ограниченными,
как в конфликтах по поводу обладания чем-либо; причина конфликта может быть важной
или второстепенной для конфликтующих сторон; она может предполагать возможность
компромисса или полное подчинение одной стороны другой.
4.   Социальную среду, в которой возник конфликт (различные институты,
учреждения и ограничители, уровень поощрения или сдерживания в зависимости от
выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу
социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта). Индивиды,
так же, как и группы или народы, могут оказаться в такой социальной среде, в которой
существует незначительный опыт конструктивного разрешения конфликта и отсутствуют
институты или нормы, призванные поощрять мирное разрешение возникших споров.
Безусловно, среда, в которой действуют народы, более насыщена подобными институтами
и нормами, чем та, в которой находятся отдельные индивиды или группы.
5. Заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к
другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики).
Многие конфликты разгораются на фоне повышенного внимания общественности, и ход
конфликта в значительной мере может зависеть от того, как, по мнению участников
конфликта, будут реагировать заинтересованные стороны и как они будут реагировать на
самом деле. Так, США в свое время провозгласили, что, кроме всего прочего, одной из
целей войны во Вьетнаме является оказание моральной поддержки «борцам за свободу»
во всем мире. Конфликт на Ближнем Востоке усугубляется гонкой вооружения, которая
ведется не без участия третьих сторон. Точно так же конфликт между индивидами или
различными группами может обостриться или погаснуть в зависимости от желания
конфликтующих «сохранить лицо» или предстать в выгодном свете перед третьей
стороной или от угроз со стороны третьих сторон.
6.   Применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание
и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки
одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или
недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким
измерениям, как легитимность — нелегитимностъ, по соотношению использования
позитивных и негативных стимулов, таких, как обещания и поощрения или угроза
наказания, свобода выбора — принуждение, открытость и надежность связи, обмен
информацией, уровень доверия, типы мотивов и т. д.). На эти темы много писали
исследователи «феномена» сделок и мирных соглашений (напр.: Шеллинг, 1960,
Боулдинг, 7962, Стивене, 1963, Уолтон и Маккерси, 1965). Очевидно, что такие процессы,
Hosted by uCoz