Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 162 
Next page End  

«виновников» создает якобы установки и отношения личности (Розенцвейг, 1944). Наобо-
рот, восстановление личности после невроза достигается тогда, когда больному удается
отдать себе отчет в вытесненных из сознания мотивах и найти такое сознательное их
удовлетворение, которое не противоречит социальным запретам и нормам. Таким
образом, с этой точки зрения основной путь развития личности в психологическом кон-
фликте — это акт самосознания, очищающий подавленный мотив (катарзис).
Другое общее положение динамической психологии заключается в том, что та или
иная степень неудовлетворения природных мотивов ребенка неизбежна и необходима с
первых лет его жизни, т. к. эти мотивы вступают в противоречие с социальными и
нравственными нормами, с правилами поведения и вообще с объективными условиями
жизни в любом обществе.
За исключением потребности в воздухе, рассуждает, например, Саймондс (1946),
все остальные потребности никогда не удовлетворяются полностью в каждый момент
жизни. Таким образом, ребенок обречен на конфликт. Все последующие психологические
конфликты в жизни возникают на почве детских конфликтов, тех необратимых изменений
личности, которые произошли в раннем возрасте. Из этих положений фрейдистских и
неофрейдистских концепций вытекают их основные пороки и основные проблемы
исследования психологических конфликтов, разрешение которых необходимо для
преодоления этих пороков.
Противоречия, порождающие конфликт с точки зрения фрейдизма, создаются
вечными неизбежными противоречиями между природными влечениями человека и
требованиями любого общества. Конкретные объективные причины неудовлетворения в
раннем детстве, с точки зрения одних авторов, определяются индивидуальными
биографическими условиями. Также полагают, что причина конфликта с природой
человека коренится в общих условиях жизни современного общества (К. Хорни, 1937) или
в специфических нормах и традициях воспитания в раннем детстве, характерных для
данной культуры. Авторы при любом из этих объяснений не видят тех подлинных причин
психологических конфликтов, которые обусловлены социально-экономической
структурой общества. С этой точки зрения проявляющиеся в психологическом конфликте
отношения личности не отражают исторических общественных отношений и социально-
классовую структуру общества.
Полное преодоление идеалистических и реакционных фрейдистских теорий
личности возможно только на их собственной территории исследования. Необходимо в
конкретном клиническом исследовании психологических конфликтов найти правильное,
материалистическое их объяснение. При этом один из важнейших путей обоснования те-
ории конфликтов — новые психотерапевтические пути восстановления личности. Чтобы
преодолеть антиисторизм фрейдистских концепций, надо исследовать такие психо-
логические конфликты и психогенные неврозы, возникающие на их основе, которые
типичны для нашего общества и отсутствуют в клиническом материале фрейдистов.
Такими являются конфликты, возникающие на основе отрицательной общественной
оценки или недооценки трудовой деятельности человека. Их специфичность для
советского общества объясняется тем особым местом, какое занимает отношение к труду
в личности советского человека. Как возникают и протекают эти конфликты?
Возникновение психологических конфликтов на основе исторически
обусловленных и специфичных для данного общества мотивов и отношений личности,
однако, отнюдь не исключает существования других конфликтов на основе
общечеловеческих мотивов, например вызванных смертью близкого человека. Среди этих
общечеловеческих мотивов классическая теория Фрейда придает универсальное значение
половому влечению. Порок фрейдизма заключается не только в антиисторичности
понимания личности, но и в уродливо-одностороннем понимании роли общечеловеческих
мотивов в психологических конфликтах. Для преодоления Этого порока существенное
значение имеет исследование любовных конфликтов, в которых половое влечение играет
Hosted by uCoz