Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 162 
Next page End  

Такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем
и приводит к ситуации, когда работа учителя действительно зависит от «милости»
ученика.
Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности
в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и от-
ношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг
учебной работы. Таких конфликтов, как правило, меньше на уроках классных руково-
дителей, в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером
сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.
В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что
учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки
используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает
дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, та-
кие ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных
учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Ситуации и конфликты поступков. Педагогическая ситуация может приобрести
характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка
ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что
один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.
Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их
поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах.
Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах
поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при
оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.
«Три года назад я пошел в однодневный поход с учащимися 4-го класса. Все
проверил как положено, но, пройдя 500 м, решил еще раз проверить. У Оли М. оказался
тяжелый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята
решили отдать картофель мальчику, у которого был самый легкий рюкзак. Но этот
мальчик — Вова Т. — сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом,
тогда Вова побежал куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он
вернулся домой. Мы взяли его рюкзак и пошли дальше. Отдыхали, веселились. Вечером к
Вове зашли две девочки, отдали рюкзак и вручили букет полевых цветов.
Мальчик был испуган таким отношением, он ожидал другого, долго переживал
случившееся (по наблюдению девочек).
1 сентября по дороге в школу меня догнал Вова с букетом цветов, извинился и
сказал, что был неправ. Мы разговорились, и я узнал, почему он отказался нести
картофель. Оказывается, когда он собирался в поход, то все думал, как облегчить свой
груз, даже не взял необходимые вещи — и на тебе, вдруг картофель! Ему это показалось
обидным, отсюда и реакция.
Перед ребятами я его похвалил, раскрыл причину отказа и увидел радость за
товарища в глазах ребят». *
Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к
последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют та-
кие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.
Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов,
учитель часто дает Оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает
обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как
нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит
к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя
стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок.
Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их
позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный
Hosted by uCoz