Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 162 
Next page End  

смысл, а иногда и переходит в конфликт.
Ситуации и конфликты отношений. Конфликты отношений часто возникают в
результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный
характер.
Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную
неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с
учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания
взрослых.
По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно
узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и уче-
ников — в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и
конфликтов.
Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками класса: среди
них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством, и противо-
борствующие, не согласные с учителем.
Тяжело переживается учителями конфликт отношений, когда он происходит не с
одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том
случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них
ответной любви и уважения. 
Молодая учительница по математике работала классным руководителем в VI классе. С
ребятами было, как ей казалось, полное взаимопонимание, она много проводила с ними
времени, и часть девочек буквально ходила за ней, но в классе было больше мальчиков.
На вопрос: «Как она привыкает к классу?» — всегда отвечала, что у нее все в порядке, с
ребятами полное взаимопонимание. В декабре учительница пришла в школу в
приподнятом настроении, в учительской сказала, что у нее день рождения. В таком
эмоционально приподнятом настроении она пошла на урок в свой класс, ожидая, что
ребята заметят ее настроение, поздравят ее (девочки знали о ее празднике). Но ожидание
не оправдалось, ребята молчали. Учительница начала урок, но, когда попыталась писать
на доске, мел заскользил — доска была чем-то натерта. У учительницы резко сменилось
настроение, и она, рассерженная, обратилась к классу: «Кто это сделал?». В ответ
молчание. «Неблагодарные! Я все делала для Вас, не жалела времени, а вы...». В класс
были приглашены администрация школы, родители, и началось выяснение, кто это
сделал. Но ребята упорно молчали. Тогда учительница сказала, что в поход они не поедут.
Ребята упорно молчали. После каникул класс стал неуправляемым, и учительница ушла из
школы.
Конфликт раскрыл подлинное отношение ребят к учителю: они поняли ее
неискренность в отношении с ними и жестоко продемонстрировали свое несогласие с ней.
Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и
содержательными, выходят за рамки ролевых, если учитель интересуется учениками,
условиями их жизни, занятиями вне школы. Это дает возможность реализовать
воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений.
Некоторые особенности педагогических конфликтов. Среди них можно отметить
следующие:
— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение
ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы
отношений между людьми;
— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и
определяется разное поведение в конфликте;
— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте,
порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя»
и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять
Hosted by uCoz