Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 162 
Next page End  

администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении.
Интересно, что руководители школ часто видят виновность учителя в
возникновении конфликтов, а учитель свою виновность признает редко, поэтому перед
администрацией стоит вечная проблема — как помочь и учителю, и ученику в
установлении добрых отношений. Если директор или завуч принимают сторону ученика,
учитель заявляет: «Вы всегда жалеете учеников, нас считая виновными, а кто нас
пожалеет?» Совместный грамотный анализ ситуации может в чем-то помочь в решении
этой проблемы.
В работе с учениками учитель не всегда уверен, что урок пройдет по плану, он
готов к неожиданностям в поведении учеников, но заметим, что эти «неожиданности» не
отличаются оригинальностью: в нашей выборке часто повторяются однотипные ситуации.
Обидно, что по причине таких ситуаций, переходящих в конфликты, теряется немалое
количество времени, снижается деловой настрой учеников, ухудшается здоровье учителя.
Многие подобные ситуации переходят в затяжные конфликты, заканчиваются уходом
ученика с урока, а учителя к директору.
Пути помощи учителю в разрешении и предупреждении конфликтов определены
нами во многом благодаря совместной работе с учителями и руководителями школ. Мы
пришли к таким выводам:
— конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством
слушателей признаются типичными, закономерными. Для их разрешения
—-.-   учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся
разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные
конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем
усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся классным
руководителем и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит
разнообразные формы взаимодействия с ними;
—  ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим
по предмету, «трудным» по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше
изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного
оказания помощи в выполнении задания;
— нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к
положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что
обязательно вызовет снижение интереса к предмету.
Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень
педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать
резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных
качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто
нарушают многие учителя.
Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства. Основным звеном
при разрешении педагогической ситуации мы считаем проведение ее психологического
анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее
перехода в длительный конфликт, т. е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией,
используя ее познавательные и воспитательные функции.
Однако не следует считать, что психологический анализ разрешит все проблемы во
взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые допускают
учителя, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации.
Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.
Основной целью психологического анализа ситуации является создание
достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного
решения возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает
импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация
становится конфликтной.
Hosted by uCoz