Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 162 
Next page End  

упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение
многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников
вырабатывают ответный стиль общения с учителями.
С одними учителями этот стиль имеет:
— учебно-деловой характер: «Она (учительница) говорит — я слушаю», «Она спрашивает
— я отвечаю то, что она от меня ожидает, — и все у меня в порядке. А чем живу и над чем
размышляю — это взрослых мало интересует, неужели вы не поняли это? Ведь все хотят
жить спокойно!»;
— или безразлично-равнодушный. «Она говорит — я слушаю и делаю по-своему, все
равно забудет, о чем говорили, только на глаза надо реже попадаться»;
—-или свободно-личностный: «Разговоры обо всем «за жизнь» — не многие учителя
видят в них смысл» (из разговоров с учениками).
Сближению позиции учителя и ученика, взаимопониманию помогут некоторые
приемы, которые не все используются учителями. Напомним некоторые из них.
Постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него.
Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, объедините учеником.
Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя. В школе к
ним чаще обращаются по фамилии:
«Ну, Козлов, опять ты безобразничаешь!», «Сегодня отвечать пойдет Крылова!».
Сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками,
полуименами, а родители часто обращаются к подросткам и в такой форме:
«Послушай, а уроки ты сделал?»,
«Как тебе не стыдно, вечно напоминать приходится о твоих обязанностях!» и т.п.
А ведь каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав
его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.
Невербальные средства общения и умение слушать. В общении учителя с
учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон,
интонации речи, и если, как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых
может нести до 40 % информации, то при общении с ребенком воздействие интонации
увеличивается. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему
взрослых, он обладает «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание,
смысл сказанных слов, но и отношение к нему взрослых.
При восприятии слов он сначала реагирует на интонацию ответным действием и
лишь потом усваивает смысл сказанного. В интонации проявляются те переживания,
которые сопровождают речь взрослых, обращенную к ребенку, и он реагирует на них.
Крик и монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные
входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального
сопровождения, и это порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произ-
носились слова и фразы. Такая речь не вызывает переживаний у ученика, и учитель теряет
действительно надежный «мост» к сознанию ученика через его переживания.
Учителю также надо уметь слушать ученика и услышать его. Результативность
речи учителя во многом зависит от его умения слушать, «настроиться на волну» ученика.
Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и
связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют
высказывание («Ладно, все понятно, иди!»), хотя он так и не сказал главного для него. Во-
вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность
поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору,
да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.
Не упрекайте ребенка его близкими! Никогда не следует упрекать ученика,
особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев,
сестер—этого ученики не прощают учителям! Учитель делает грубейшую ошибку, теряет
в глазах ученика статус и учителя, и взрослого. Но, к сожалению, случаи нарушения этого
Hosted by uCoz