Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 162 
Next page End  

руководители школ искренне возмущались таким случаем, но не считали его
исключением и говорили: «Бывает...».
Приглашение «третьего». 
Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником
принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего».
При выборе «третьего» следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в
разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее
желание помочь ученику, и глубоко понять причины конфликта.
Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников.
Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком.
Часто в разрешение конфликта вынужденно включается директор школы или кто-то из
администрации.
«Когда начинающий учитель испытывает трудности, касающиеся преподаваемого
предмета или методических приемов, мы ему поможем,—отмечают директора школ,— в
школе всегда есть опытный предметник, есть методические пособия. Но вот если рн не
умеет установить правильные взаимоотношения с учениками, постоянно конфликтует с
ними, помочь ему очень трудно: ведь это зависит от него самого, его позиции, да и сами
мы мало владеем такими приемами».
Д. М. Фельдман КОНФЛИКТЫ В МИРЕ ПОЛИТИКИ1
Книга Д.М. Фельдмана — первое отечественное пособие, специально предназначенное для изучения
конфликтов в политических отношениях. Появление ее в стране в 1997 году было своевременным, так как
политические конфликты стали реальностью нашей жизни. Автор показывает, что мир политического —
это область не только постоянной, но и повышенной по сравнению с другими сферами общественной
жизни конфликтности.
Печатается по изданию: Фельдман Д. М. Политология конфликта. — М., 1998.
Несмотря на все попытки и нередко дорогостоящие усилия замаскировать
политическое значение социального конфликта, несмотря на неумение или нежелание
увидеть политику в противоборстве общественных интересов, она рано или поздно
обнаруживает себя. Какие бы интересы ни сталкивались, в какой бы сфере общественной
жизни это ни происходило, всюду, где присутствуют власть, авторитет, господство и
подчинение, «разлита» политика.
Но значит ли это, что все общественные конфликты являются политическими?
Ответ на этот вопрос предполагает выяснение того, где проходят границы, отделяющие
мир политики от «неполитики», в чем состоят сущность и содержание характерных для
этого мира конфликтов.
Конфликты и власть
Современный французский политический мыслитель, ученый и литератор М.
Дюверже в книге «Социология политики» так сформулировал свое понимание границ
политического: «Все — или почти все — имеет политический аспект, и ничто — или
почти ничто — не принадлежит политике целиком». С этим изящным и точным
афоризмом нелегко согласиться рядовому человеку, который на основе своего жизненного
опыта и здравого смысла считает себя далеким от политики и ничего не знает о
существовании каких-то там «политических аспектов».
Суть дела здесь не в том, что некоторые из нас, говоря прозой, как и герой
Мольера, не знают об этом. Она заключается не столько в «незнании» или в
терминологических тонкостях, сколько в отношениях господства и подчинения, которые в
разных обликах присутствуют почти в любой сфере общественных отношений,
проявляясь и в материнской любви, и в конфликтах между цивилизациями.
Применительно к конкретному человеку это означает, что, как писал Г. Моргентау,
Hosted by uCoz