Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 162 
Next page End  

выдающийся американский теоретик-обществовед (которого многие современники уже
при жизни считали классиком политической науки), «когда мы говорим о власти, мы
имеем в виду осуществляемый человеком контроль над сознанием и действиями других
людей». Несколько шире эту же мысль сформулировал другой известный американский
политолог Р. Даль: «А имеет власть над В в той степени, в какой он может заставить В
сделать то, что В не сделал бы в иных условиях». Рассуждая в этой логике, Б. Рассел,
английский уче-ный-экциклопедист, физик, математик, логик, философ, а также
общественный деятель и лауреат Нобелевской премии по литературе, писал: «А обладает
большей властью, чем В, если А достигает множества намеченных результатов, а В лишь
немногих».
Умозаключения рассуждающих подобным образом приверженцев идеи
универсальности властных, составляющих ядро политики отношений, не сводятся к
простеньким алгебраическим уравнениям. Подчеркивая всеобщность, фундаментальность
значения власти в сфере политики, они уподобляли ее роль роли денег в экономике (Т.
Парсонс) или энергии в физике (Б, Рассел). Этот подход среди многих других более или
менее значительных и интересных результатов его применения способствовал выработке
широкого понимания политики как системы властных отношений или, что почти то же
самое, отношений по поводу власти.
Сегодня этот подход сосуществует с традиционным, идущим еще от Аристотеля и
утвердившимся на протяжении веков пониманием политики как участия в делах госу-
дарства, как отношений, возникающих исключительно в связи с государством, с
определением и осуществлением задач и форм его деятельности.
Различия между этими подходами более значительны, чем может показаться на первый
взгляд, и уж во всяком случае не годятся к различию в словесно-терминологическом
оформлении взглядов ученых, разрабатывающих одну и ту же проблематику. Главное из
этих различии состоит в определении сущности политики, а следовательно, и
возникающих здесь конфликтов.
Действительно, жизнь в современном обществе немыслима без регулируемых
государством отношений собственности, устанавливаемых и контролируемых государ-
ством правовых норм поведения в любой сфере общественных отношений — от уличного
движения до деятельности на международной арене, вне того или иного государственного
устройства. И все это — только часть многообразных проявлений существования
государства. Ведь если обратиться к деятельности местных или центральных органов
управления, средств массовой информации или профсоюзов, установлению
образовательных или технических стандартов, соблюдению прав человека; здесь, как и во
многих других сферах жизни общества, легко обнаружить присутствие государства, более
или менее успешно организующего жизнь миллионов своих граждан.
Государство, будучи институтом поддержания стабильности и целостности
общества, его безопасности и возможности воспроизведения, контролируя и регулируя де-
ятельность составляющих его социальных групп, является главным, базисным
политическим субъектом, располагающим специализированными органами и средствами
для обеспечения своего господства, выполнения политических, властных функций.
Однако властью в обществе обладает не только государство или те, кто действует
от его имени (например налоговый инспектор, офицер или дипломат). Соответственно, и
политика не связана исключительно с государством. Даже не углубляясь в историю
человечества, которая знает и негосударственные формы организации общественной
жизни, нельзя оспорить тот факт, что власть может принадлежать и тем, кто осуществляет
ее помимо государства. Среди них — и мама, не пускающая гулять до тех пор, пока не
сделаны уроки, и руководители партии или туристской группы, требующие соблюдения
принятых в данном сообществе внутренних правил, и террорист, вымогающий выкуп за
жизнь захваченных им заложников, и многие другие социальные субъекты и общности.
Патриарх современной политологии К. Шмитт писал, что уравнение
Hosted by uCoz