Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 162 
Next page End  

Первый тип — статусные институциальные конфликты в союзных республиках,
переросшие в борьбу за независимость. Суть таких конфликтов может быть не этнона-
циональной, но этнический параметр в них присутствует непременно, и мобилизация по
этническому принципу — тоже. Так, национальные движения в Эстонии, Литве, Латвии, в
Армении, в Украине, в Грузии, Молдове с самого начала выдвигали требования
реализации этнонацио-нальных интересов. В процессе развития этих движений казуальная
основа конфликтов изменялась и «дрейфовала» от этнонациональных к государственным,
но мобилизация по этническому принципу оставалась. Как известно, очень небольшая
часть русских на начальных этапах участвовала в Народном фронте Эстонии и тем более в
Са-юдисе Литвы.
Основная форма конфликтов этого типа была институциальной. Острый
конституционный конфликт возник, когда Эстония, а за ней и ряд других союзных
республик, приняли поправки к своим конституциям, внеся в них приоритетное право на
использование ресурсов и верховенство законов республики.
Президиум Верховного Совета СССР отменил эти поправки. Но по Конституции
СССР сделать это мог только Верховный Совет, а не Президиум (но Верховный Совет
тогда, в 1989 г., мог и не отменить эти решения, и именно потому М.С. Горбачев принял
решение провести обсуждение на Президиуме Верховного Совета). Так возник первый
конституционный кризис, который был проявлением острого институциального
конфликта. Поскольку решения законодательных органов республик в Эстонии, Литве,
Латвии поддерживало большинство титульной национальности, есть все основания
относить их к этнонациональным конфликтам.
Статусными конфликтами были и конфликты в союзных и автономных республиках,
автономных областях за повышение статуса республики или его получение. Это
характерно для части союзных республик, желавших конфедеративного уровня
отношений (например Казахстан), для ряда бывших автономий, которые стремились
подняться до уровня союзных республик (например Татарстан). Впоследствии, после
создания независимой России, радикальная часть национального движения Татарстана
поставила вопрос об его ассоциированном членстве. Конфликт завершился подписанием
Договора между государственными органами Российской Федерации и государственными
органами Татарстана, который содержит элементы как федеративных, так и
конфедеративных отношений.
За повышение статуса республики до уровня конфедеративных отношений ведут
кровавый конфликт абхазы с грузинами.
К этому же типу конфликтов можно отнести движения за создание своих
национальных образований, например ингушей в Чечено-Ингушетии, ногайцев, лезгин в
Дагестане, балкарцев в Кабардино-Балкарии.
- Автономистские движения были среди таджиков Узбекистана, узбеков Кыргызстана,
кыргызов Горного Бадах-шана в Узбекистане.
Второй тип конфликтов — этнотерриториальные. Это, как правило, самые трудные
для урегулирования противостояния. На территории бывшего СССР на период 1992 года
было зафиксировано около 200 этнотерриториальных споров. По мнению В.Н.
Стрелецкого (Институт Географии РАН), одного из разработчиков Банка данных
этнотерриториальных притязаний в геопространстве бывшего СССР, к 1996 г. сохраняли
актуальность 140 территориальных притязаний.
Конечно, не все заявленные притязания перерастают в конфликт. Специалисты
считают, что к таким конфликтам надо относить споры, ведущиеся «от имени» этнических
общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или
управлять ею. В. Н. Стрелецкий, например, считает, что любое притязание на территорию,
если оно отрицается другой стороной— участницей спора, — уже конфликт.
Вот тут-то, видимо, и важно, какой это конфликт: конфликт представлений, идей
или уже действий? Большинство этнотерриториальных споров идет от имени полити-
Hosted by uCoz