Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 162 
Next page End  

— с такой объективной характеристикой, как место, положение (позиция), занимаемые
индивидом в системе социальных связей, взаимоотношений и взаимодействий;
— с характером социально-психологических ожиданий: их неоднородность,
противоречивость, одинаковая по силе значимость и одновременность действия. При этом
общепризнанным является факт, что неоднородность в ожиданиях к выполнению роли
детерминирована целым рядом объективных и субъективных факторов, ведущими из
которых являются социальное положение и содержание деятельности, выполняемой
индивидом.
Можно определить следующие методологические и теоретические требования к
анализу РК:
— необходимость изучения РК в рамках складывающейся в настоящее время общей
теории конфликтного взаимодействия, в силу того что этот вид конфликта возникает в
процессе общения и взаимодействия индивидов как носителей определенных ролей,
поскольку роль можно рассматривать как «функциональную единицу общения». Это
позволяет использовать накопленный опыт применительно к анализу РК;
— признание сложной объективно-субъективной природы РК. Это проявляется в том, что
любой социально-психологический конфликт, в том числе ролевой, рассматривается как
сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов. При этом исходной
причиной конфликта признаются объективные предпосылки, которые создают
потенциальную возможность возникновения конфликта во взаимодействии, а
субъективные — рассматриваются как факторы перевода объективной конфликтной
ситуации в реальный психологический конфликт. Данное методологическое положение
находит свое отражение в факте разделения «конфликтной ситуации (или объективной
основы конфликта) и конфликтного поведения, то есть способов-взаимодействия
конфликтующих сторон»;
— принятие во внимание позитивной функции конфликта как реализации принципа
развития в анализе социально-психологических явлений. Суть данного принципа в том,
что противоречие является необходимым элементом развития личности, группы,
перестройки рутинных отношений, а адекватно разрешенные противоречия —
непременное условие развития самосознания личности, формирования сплоченного
коллектива, совершенствования социально-психологических отношений в группах;
— рассмотрение РК в аспекте деятельности, что предполагает соотнесение его с ведущей
деятельностью, в которую включен индивид и анализ проявлений РК в деятельности;
168
— включение в конфликт не только субъективных состояний участников конфликтного
взаимодействия, но и их реальных поведенческих проявлений;
— принцип системности и комплексности в подходе к изучению РК. Для нас это означает
обусловленность РК целым рядом факторов. Подробно перечисленные факторы
рассматриваются в статье С. И. Ериной. Сформировав основные требования к изучению
РК, можно переходить к эмпирическому изучению данного вида конфликта.
Поиск подходящего объекта эмпирического исследования РК привел к роли
руководителя ППГ (менеджер низшего звена управления), занимающего промежуточную
позицию в системе управления: первичная производственная группа (ППГ) —
руководитель ППГ — вышестоящее руководство. Подробное обоснование выбора роли
управленца ППГ в качестве эмпирической модели для изучения — в наших работах, здесь
же приводятся основные выводы.
В настоящее время в отечественной науке накоплен значительный материал в пользу
положений о том, что выполнение роли руководителя ППГ происходит в условиях
противоречивых или частично противоречивых ожиданий к нему, возникающих в силу:
— расхождения ожиданий «сверху» и «снизу» к менеджеру как официальному
руководителю;
— отсутствия однородности ожиданий к управленцу в подчиненной ему
Hosted by uCoz