Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 116 
Next page End  

стоявший на мостике, мог нажать на кнопку, и сразу же слышался шум механизмов, и
отдельные отсеки корабля начинали герметически закрываться, чтобы в них не попала вода.
«Каждый из вас, - сказал доктор Ослер этим студентам, - является гораздо более
замечательным механизмом, чем гигантский лайнер, и, вступив в жизнь, вы отправляетесь в
более длительное плавание. Я настаиваю на том, что вы должны научиться контролировать
данный вам механизм и защищать его от штормов, то есть вовремя изолировать его
отдельные отсеки. Только тогда вы обеспечите безопасность своего путешествия. Стойте на
мостике и обеспечьте, чтобы хотя бы главные переборки корабля находились в рабочем
состоянии. Нажмите на кнопку, и вы услышите, как на каждом этапе вашей жизни железные
двери изолируют от вас прошлое - мертвые вчерашние дни. Нажмите на другую кнопку, и
металлический занавес изолирует будущее - не родившиеся завтрашние дни. Тогда вы в
полной безопасности - на сегодняшний день!.. Изолируйте прошлое! Пусть мертвое прошлое
хоронит своих мертвецов... Изолируйте вчерашние дни, которые освещали глупцам путь к
могиле. Груз будущего, прибавленный к грузу прошлого, который вы взваливаете на себя в
настоящем, заставляет спотыкаться на пути даже самых сильных. Изолируйте будущее так же
герметически, как прошлое... Будущее в настоящем... Нет завтра. День спасения человека -
сегодня. Бессмысленная трата энергии, душевные страдания, нервное беспокойство
неотступно следуют по пятам человека, который беспокоится о будущем... Итак, закройте
наглухо все отсеки корабля, отделите носовую и кормовую части лайнера железными
переборками. Воспитывайте у себя привычку жить в отрезке времени, отделенном от
прошлого и будущего „герметическими переборками".
    Разве доктор Ослер хотел сказать, что мы не должны прилагать никаких усилий для
подготовки к завтрашнему дню? Нет. Отнюдь нет. Он лишь неустанно утверждал в этом
выступлении, что лучший способ подготовиться к завтрашнему дню - сконцентрировать свои
силы и способности на наилучшем выполнении сегодняшних дел.
    Во время войны наши военные руководители составляли планы на будущее, но они не
могли себе позволить проявлять беспокойство. «Я обеспечил самых лучших людей самой
лучшей боевой техникой, имеющейся в нашем распоряжении, - сказал адмирал Эрнест Дж.
Кинг, командовавший военно-морскими силами Соединенных Штатов, -и поставил перед
ними самую разумную задачу. Это все, что я могу сделать».
    «Если корабль потопят, - продолжал адмирал (Кинг, -я не смогу его поднять. Если он будет
потоплен, я не смогу это предотвратить. Мне лучше использовать свое время для решения
проблем завтрашнего дня, чем сожалеть о том, что произошло вчера. Кроме того, если я
позволю себе беспокоиться о таких вещах, меня надолго не хватит».
    В военное и в мирное время разница между правильным и неправильным образом мыслей
состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он
ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто
ведет к напряжению и нервным срывам.
    Во время второй мировой войны один молодой человек в военной форме-где-то в Европе-
усвоил полезный урок. Его звали Тед Бенгермино. Этот человек довел себя до психической
травмы в боевых условиях.
    «В апреле 1945 года, - пишет Тед Бенгермино, -я тан много беспокоился, что меня поразил
недуг, который врачи называют „слизистый колит". Это заболевание причиняло мне
невыносимую боль. Если бы война не кончилась! в то время, я уверен, что окончательно бы
подорвал свое здоровье.
    Я был совершенно изможден. Я служил унтер-офицером похоронной команды 94-й
пехотной дивизии. Моя работа заключалась в том, что я должен был помогать заполнять
учетные карточки всех убитых в бою, пропавших без вести и госпитализированных. Я также
должен был откапывать тела солдат, как союзников, так и врагов, которые были убиты и
Hosted by uCoz