Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 283 
Next page End  

ность, вступающая в практический контакт с внеш ней действительностью,
деятельностью других людей  и ее продуктами, снимает своей формой и составом 
первую копию с различных образующих  предметного  мира, которая
впоследствии в результате многократ ного проигрывания, сворачивания и
перехода во внут ренний  план  становится основой для психического  отражения
этих образующих   (см. Гальперин, 1959,  19666; Леонтьев, 1972, 1975; Ломов,
1981).     Не вдаваясь здесь в детальное обсуждение идеи о деятельностном
происхождении человеческой психики, подчеркнем, что она вытекает из
заложенной  И. М. Сеченовым  (1953)  рефлекторной концепции  психического
(см. Веккер, 1974. Гл. 3; Ярошевский,  1981. Гл. 5), объясняющей субъективное
отражение  внутренним выполнением тех действий, которые сло жились в
практической деятельности с отражаемыми  предметами. Качественные отличия
между дочелове- ческим и человеческим уровнями психического отра жения
объясняются не различиями в принципиальном  способе формирования этих
уровней (поскольку  в  обоих случаях отражение является свернутым про дуктом
сложившихся  в практике форм активности),  а различиями между  
формирующими   эти  уровни  процессами — поведением животных,
испытывающих  внешний мир возможностями  индивидуального орга низма, и
деятельностью человека,  испытывающего  этот мир на основе опыта и
средствами, накоплен ными многими поколениями людей.    Ряд особенностей
психики человека связан с тем,  что при присвоении им нового опыта происходит
по стоянное сокращение изначально развернутых про цессов деятельности во все
более и более сжатые и  автоматизирующиеся ее формы. Особенно важно, что 
наряду с исчезновением из деятельности многочисленных повторений, поисковых,
пробных или   уточняющих действий происходит постепенное сокращение
внешне-исполнительных ее элементов, и в итоге субъект получает возможность ее
совершения исключительно во внутреннем плане, мысленно. Этот  интимнейший 
в формировании психического и во многих аспектах таинственный феномен 
«вращивания» содержания  деятельности во внутренний план получил название
интериоризации: «Интериоризацией на-
                             16
зывают, как известно, переход, в результате которого внешние по  своей форме
процессы с внешними  же, вещественными предметами  преобразуются в процес-
сы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при  этом  они 
подвергаются специфической трансформации—обобщаются,     вербализуются, 
сокращаются  и, главное, становятся способными   к дальнейшему  развитию,
которое переходит границы возможностей  внешней   деятельности»  (Леонтьев,
1975. С. 95; см. также: Гальперин, 1966а).       Именно  сокращение и
интериоризация  изначально развернутой деятельности создают  возможность
присвоения человеком практически  неограниченного объема  знаний. В более
конкретном  описании это обеспечивается тем, что нечто, требовавшее на первых 
этапах овладения полной отдачи  и продолжи-тельных усилий субъекта, 
впоследствии отражается легко и бегло в виде понятий, идей, умений, понима-ния 
и других форм человеческого отражения, кото-рым  свойственна минимальная
выраженность   изначально-процессуального и максимальная—результативно-
Hosted by uCoz