Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 283 
Next page End  

   .i-имнепию» (lybU. Т. 9. С. 403)¹
4
.      Действительно, сам  по себе факт
онтогенетичес  кого развития мотивации, приобретение и сохранение  
предметами  мотиванионного  значения, которого они   раньше  не имели,
свидетельствуют о  неизбежности   фиксации  в некоторой форме этого значения в
опыте   индивида, и в этом смысле способность мотивацион-  ного события
оставлять следы не 'подлежит сомнению.   Что  касается таинственности, то этот
феномен про  должает сохранять ее и в настоящее время. Это свя  зано прежде 
всего со сложностью дифференциации   в процессах накопления, сохранения 'и
воспроизведе  ния опыта собственно мотивационных и познаватель  ных
моментов. Рассмотр):?,! это подробнее.
Эмоции и память
    Как по формальным  признакам, так и по существу  фиксация в опыте следов
мотнвационных воздействий  тесно связана с процессами памяти и научения. Бо
гатые  традиции экспериментального изучения  этих  процессов использовались, в
частности, и для выяв ления  роли, которую в них  играют эмоционально-
мотивационные  факторы. Согласно одной из  обзор ных работ
«...экспериментальные исследования пока зывают,  что  «эмоциональные  
факторы»  заметно  влияют на память. Это влияние проявляется не толь ко в
объеме воспроизведения заученного материала,  но сказывается также в его
опознании и переучива- ним, равно как в воспроизведении и узнавании соб
ственного опыта, времени реакции при ассоциациях  и воспроизведении,
последовательности материала при воспроизведении в свободном перечислении,
ре-интеграции опыта, ассоциативных реакциях; оно проявляется  в ошибках  
воспроизведения, оговорках
   
14
Чувствования К. Д. Ушинским  выводились из стремлений  (потребностей)
живого существа и рассматривались как эмоцио нальные переживания, 
показывающие  соответствие или несоот ветствие стремлениям предметов и
воздействий: «...Стремлением  мы называем  неизвестную нам  причину 
деятельности, обнару живаемую  тем или другим существом,  и притом такую 
причи ну, которую мы  предполагаем в  самой сущности  данного существа»;
«Бессознательные стремления  превращаются  в сознательные желания  не иначе,
как через посредство чувствований»  (там же. С. 60, 64),
                             120
  J п» (Rapaport, 1942. Р. 100; см. также Блонский, 1979- Рейковский, 1979. Гл. 4;
Meltzer, 1930; Weiner, 1966a, 1966b).    Для усиления этого вывода можно 
добавить, что в экспериментальном изучении 'памяти, особенно в случае
.использования способности человека к произвольному запоминанию, возможен 
известный разрыв между  мотивацией  этого .процесса (зачем запоминается) 'и его
содержание?»: (что именно запоминается, например, бессмысленные  слоги),
ослабляющий влияние на него эмоционально-мотивационных  факторов. В
естественной ж.изпи такое влияние выражено значительно больше, так как в ней
по очевидным причинам запоминаться (заучиваться) должно прежде всего то, что
.имеет отношение к потребностям и процессу их удовлетворения (и в силу этого
вызывает эмоции). Об  этом свидетельствуют, в частности, описанные 3. Фрейдом 
(1916) факты  мотивированного забывания, а.также исследования непроизвольной
Hosted by uCoz