Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 283 
Next page End  

памяти, в 'проявлениях которой мотивацнонные факторы, определяя строение и
характер активности, играют не просто важную, а главную  роль (Зейгар-ник,
1979; Зинченко, 1961; Смирнов, 1966).    Однако такого рода исследования,
показывая несомненное и разнообразное влияние эмоций на запоминание,
сохранение и воспроизведение связанного с ними познавательного  содержания,
представляют •весьма неопределенные 'и неоднозначные данные о фиксации  в
опыте индивида  самих эмоций, о  том, актуализируется ли вместе с 
воспроизведением познавательного материала его (выражаемое эмоциями)
мотивационное  значение. Это  объясняется прежде всего различиями в
возможности объективного контроля в экспериментах  обеих  составляющих
опыта: если сохранение  познавательного материала  легко устанавливается на
основе воспроизведения, то для выводов о сохранении эмоций обычно приходится
использовать значительно менее надежные  субъективные  отчеты. Объективные
показатели  (мимические, физиологические) позволяют контролировать, как из-
вестно, лишь  грубые, относительно выраженные  и продолжительные 
эмоциональные состояния.    Рассмотрим для примера конкретное утверждение
испытуемого: «С. сильно напугал меня ложным   из-
                             121
Hosted by uCoz