Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 283 
Next page End  

   формирующиеся    в  результате  импринтинга,  от  личаются необратимостью—
невозможностью   переучи  вания запечатленного содержания, или, точнее, зна 
чительной трудностью такого переучивания, что, оче  видно, свидетельствует об
их 'безусловном характере.      Исследования  импринтинга  показали  упрощен 
ность изначального представления о нем как об осо  бой форме  научения,
отличающейся 'существованием   сензитивного периода для его осуществления,
необ  ратимостью, 'быстрым замыканием  связи и др. (Lo-  renz, 1937). Эти и
другие его признаки оказались   достаточно вариативными, что сделало менее
отчет  ливой границу между  ним и  процессами обусловли  вания: «Более
детальное ознакомление с феноменов,   на который обратил .внимание Лоренц,
показало, что   ни критический период, ни необратимость не являют   ся столь
резко очерченными, как это он предполагал   •<...>• Сейчас признается, что
некоторые признаки.   раньше считавшиеся отличительными для импринтин  га, в
некоторой степени присущи также •многим дру  гим случаям  научения... То, что
сначала казалось   контрастом черного и белого, при исследовании об  наружилось
как последовательность оттенков серого»   (Bowlby, 1987. Р. 167).    
Действительно, чем  отличается импринтинг   от  обусловливания сильной боли 
или отравляющих  ве ществ, которое, как известно, тоже способно насту пить без
повторных сочетаний и образовать стойкие  к угашению  мотивационные
отношения (Gwinn, 1949;  Rozin, Kalat, 1971; Solomon, Wynne, 1954)
le
. По фор
мальным  признакам—отсутствием   сензитивного пе риода, во время которого
живые существа обнаружи-
   
16
«Некоторые собаки Соломона  и Уинна,  исследовавшиеся  в челночной
камере, получив единственный удар током, продол жали безошибочно
реагировать на предупреждающий  сигнал на  протяжении двухсот проб  и к 
моменту прекращения  экспери мента* не наблюдались никакие  признаки
ухудшения  ответов.  Многие подобные результаты описаны  в отношении других
ви дов животных и других форм поведения избегания» (Gray, 1971.  Р. 174).
Добавим, что большинство собак (получивших, прав да, в период научения  в
среднем 5  наказаний) продолжали  прыжки в противоположную  сторону камеры
даже  тогда, когда  там получали (100 раз) такой  же удар  током. В рекордном 
случае животное отучилось от прыжков после 647 проб, среди которых 150
сопровождались  наказанием (Solomon а. о., 1953).
                             132
яют готовность к запечатлению специфического со- ^рпжания, а вне которого —
не обнаруживают.  Но  с точки зрения биологической целесообразности дан- „ое
отличие не является существенным, 'более того,  дно вполне естественно: к
запечатлению предметов,  серьезно угрожающих жизни, животные должны быть 
готовы на всем ее протяжении, тогда как к залечат- ленмю, скажем, детенышей
или брачных партнеров—  только в определенные ее периоды.    По той же  логике
естественной является вариа тивность необратимости, продолжительности и проч
ности мотивационных отношений,  образованных на  основе импринтинга. Когда-
то прочная привязанность  к матери у подросшего и способного к самостоятель
ной жизни детен-ыша перестает быть целесообразной  и, как известно, в
зависимости от особенностей вида  раньше или позже, спонтанно или под
Hosted by uCoz