Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 283 
Next page End  

  ствительности. Данные о развитии способности осо знания в онтогенезе
свидетельствуют о том, что из начально она  тоже проходит  стадию  развернутого 
процесса, направляемого взрослым (или затем самим  человеком) при  помощи 
вопросов типа:  «Что  это  значит?», «Зачем ты это говоришь?», «К  чему  это 
может привести?». Решение таких вопросов, способ ствующее рефлексии явлений 
во все более широком  контексте отчета о происходящем, как и всякие дру гие
действия при повторении в  сходных  условиях,  сокращается и автоматизируется,
и, став своего рода  операцией узнавания явлений в системе «образа ми ра»,
обеспечивает возникновение феноменов  созна тельного отражения. Таким
образом, деятельностная  интерпретация позволяет охарактеризовать сознание с
конкретно-психологической стороны как свернутую форму когда-то освоенных
действий по локализации отражаемых явлений в  «образе мира», как   навык
идентификации этих явлений в упорядоченной системе знаний.    Спонтанность  и
мгновенность осознания хорошо знакомых явлений создают впечатление полной
авто-матизированности этого процесса, его независимости от активности
субъекта. Однако это не совсем так. Как известно, не все человеком отражается с
одинаково полной развернутостью содержания, характеризующего
воспринимаемое  явление. Наиболее детально и отчетливо отражается то,  что
оказывается в «фиксационной точке», «фокусе» психического обра за, что
воспринимается в качестве «фигуры» на со ставляющем «периферию»  сознания 
«фоне»,  иначе  говоря, на что направлено внимание субъекта.    Способность
внимания  улучшать  качество отра жаемого содержания часто  рассматривалась
наибо лее существенной его чертой и выносилась в определения,
характеризующие его как «состояние, которое  сопровождает более ясное
восприятие какого-нибудь  психического содержания»   (Вундт, 1912. С. 178), 
«обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты» (Титченер, б. г. С.
223). С. Л. Рубинштейн по этому поводу  писал: «Внимание обычно феноме-
нологически характеризуют  избирательной  направленностью сознания на
определенный предмет, кото-
                   18
рый при этом осознается с особенной ясностью и от четливостью» (1946. С. 442).   
Таким  образом, хотя  отражение  многократно и  разносторонне обыгранного и  в 
результате этого  прочно освоенного материала в  значительной мере 
автоматизировано и не требует выраженных  усилий  субъекта, некоторую
минимальную активность (в ви де направления внимания) он при  этом должен об
наружить.    Естественно, что в тех случаях, когда степень ос военности знаний
недостаточно высока, субъект для  их актуализации  должен  приложить  
специальные  усилия: выяснение того, что профессионалом отра жается сразу
(например, возможность устранения неполадок в технической системе), от
начинающего мо-жет потребовать многих часов интенсивной умственной работы. 
Вследствие разной степени освоенности опыт социального происхождения  в
индивидуальной психике представлен неоднородно и  наряду со знаниями, 
актуализирующимися  при направлении  внимания на некоторое содержание
автоматически, существуют менее освоенные знания, извлекаемые в результате 
произвольных  попыток   субъекта нечто «вспомнить», проверить, тот ли перед
Hosted by uCoz