Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 283 
Next page End  

  фольклоре бабочки, вылупливающиеся   из гусениц,  обычно наделяются более
положительными  чертами,  чем сами гусеницы? И только ли под влиянием фоль
клора среднестатистический человек, поставленный  перед выбором, согласился
бы взять в рот  скорее  бабочку, чем гусеницу?    Во-вторых, поскольку в
филогенетически  разви тых формах инстинкты предполагают, как часто от
мечается (Джеме, 1911; Мак-Дауголл, 1916; Хаютин,  1983; Хейлмен, 1983),
онтогенетическое развитие (в  том числе и на основе  механизма  импринтинга), 
можно ожидать, что и в развитии мотивации челове ка достаточно часто должны
происходить запечатле- ния, уточняющие предметы  инстинктивных отноше ний и
придающие  им  безусловное значение. Выше  мы пытались показать, что такие
запечатления у че ловека не могут и не должны происходить по типу  неотвратимо
и однообразно захлопывающегося кап кана. Так, если в упомянутом опыте
бинокль был  предъявлен ребенку в отсутствие родителей, то ре акция страха,
возможно, возникла бы и по отношению к  этому предмету: «...Присутствие или
отсутствие матери может определить, будет ли вызван чем-либо страх» (Valentine,
1930. Р. 417).
Подражание и эмоциональное заражение
   До  сих пор обсуждались механизмы, обеспечивающие   (при всех оговорках)
мотивационное развитие человека в природно заданном направлении. Однако
существуют и специальные  природные  механизмы, которые такой заданности не
имеют  и которые поэтому оставляют силам воспитания возможность развития 
мотивации в свободно выбираемом направлении. Речь идет о механизме
подражания  и тесно с ним  связанной способности к эмоциональному заражению.   
Как известно, различные формы подражания  обнаруживаются   у животных   (см.
Биологические..., 1965; Фабри, 1974; Фирсов, 1972), причем в некоторых  из них
отчетливо наблюдается  возникновение новых мотивационных отношений. По 
роли, которую
                             144
подражание играет в развитии этих .отношений, можно выделить по крайней мере
два случая.    В первом из них подражание обеспечивает только повторение
действия. Этому случаю   соответствует классический пример синиц, умение
которых вскрывать оставляемые у дома молокопродукты распространилось в
Англии со скоростью, исключающей  индивидуальное научение (Хайнд, 1975. С.
621). В такого рода случаях  собственно подражание   лишь создает условия для
мотивационного  научения, которое происходит на основе самого обычного обус-
ловливания: действуя по  наблюдаемому   образцу, птица получает пищевое
подкрепление, которое придает мотивационное значение виду молочных  бутылок
и другим условным сигналам.    Более специфическими   являются  случаи, когда
подражание  охватывает и подкрепление, т. е. когда мотивационное научение
целиком определяется поведением других особей. Примером такого подражания
могут служить молодые  мартышки,   которые начинают избегать ящика после 
того, как воспринимали своих матерей, испуганных этим предметом, хотя того,
что вызвало испуг, сами не видели (Дьюсбери, 1981. С. 127). В таких случаях
наблюдается своего рода доверие  мотивационному опыту  сородичей  и
готовность на этой основе обучаться.    Самая простая  и естественная
Hosted by uCoz