Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 283 
Next page End  

  тотский, 1983а). Мышление как своего рода сводный  продукт развития этих
функций, как «интегратор ин теллекта» (Веккер, 1976) осуществляется при помо
щи, в  частности, высших (произвольных) форм вни мания,  памяти, воображения 
и состоит в процессе  произвольного поиска, актуализации и проигрывания  во
внутреннем плане опыта, необходимого для реше ния стоящих  перед человеком
задач (см. Брушлин- ский,  1970; Рубинштейн,   1958; Тихомиров,  1984  и др.).    
Возникновение способности к произвольной регу ляции  связано с тем
обстоятельством, что не только  содержание, но и форма деятельности человека
опре деляется ее социальным  происхождением—тем,   что  она осуществляется
либо  под прямым или  опосред ствованным  (например, письменным  текстом)
руко водством других людей, либо в сотрудничестве с ни ми с неизбежным 
учетом  их интересов и возможно стей, результатов их труда и т. п.     Общение 
как одна  из   наиболее характерных  форм  активности человека пронизывает
практически  всякий род его деятельности, служа не только удов летворению
соответствующей потребности, но и уни версальным средством-катализатором
формирования  психических новообразований (Бодалев,  1983; Ле- онтьев, 1974;
Лисина, 1986; Ломов, 1979). Поэтому  взрослый передает свой опыт  ребенку не 
по типу  одностороннего перекачивания через деятельность в  его «образ мира»
все новой информации, а скорее в  режиме диалога с этим образом с постоянной
эксте- риоризацией из него в деятельность уже усвоенных  знаний и их
использованием для формирования  бо лее сложных новообразований.    Понятно,
что необходимые  для этого системность  и преемственность между  отдельными
актами  фор мирующей  деятельности, вся ее организация могут  быть заданы
только в общении  с другими людьми,  предлагающими  ребенку на доступном
ему языке  и  в определенном порядке нечто сделать, сопоставить,  повторить,
«подумать» и т. д. В результате взаимо связанность и системность приобретает и
формирую щийся в деятельности «образ мира».    Внешние,  заложенные другими 
людьми  способы организации деятельности постепенно осваиваются са-
                             26
мим человеком и, став в результате интериоризации внутренними  средствами ее
регуляции, наделяют новыми   качествами формирующееся в ней психическое
отражение.   Особенно в этом отношении  важны по следствия того разрыва
между мотивацией  и  дей ствием, который образуется при выполнении деятель
ности под руководством  взрослого вследствие того,  что действия направляются
не возникающими  в си- туации побуждениями,  а взрослым, которому моти вация
(сотрудничества с ним, игровая, познаватель ная) как бы передает эту функцию.
Освоение навы ков, позволяющих действовать независимо от непо средственных
побуждений, становится основой  для  способности человека   произвольно 
регулировать  внутреннюю  и внешнюю  деятельность. Об этом сви- детельствуют
специальные   исследования, показав шие, что способность к произвольной
регуляции ак- тивности в онтогенезе формируется постепенно: сна чала как
умение ребенка  действовать, подчиняясь  речевым командам взрослого, затем—
выполняя  соб ственные развернутые команды, и, наконец—соглас но свернутым
распоряжениям самому  себе на уровне  внутренней речи'.    Отметим,  что
формирование этой особенности психики  человека тоже опосредствовано
Hosted by uCoz