Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 283 
Next page End  

  гим, человек может принимать и перепринимать ре шения расчетливо или
интуитивно, с большим  или  меньшим риском, самостоятельно или обращаясь  за 
советами, жестко или альтернативно, однако в лю бом случае принятие решения 
означает формирова ние намерения,  т. е. направленного на  будущее  побуждения,
имеющего  производное  от  целостной  жизненной ситуации мотивационпое 
значение. Как  следствие целостной ситуации возникают не только  частные
намерения — прочитать книгу, нанести кому- то визит, но и фундаментальные—
написать   книгу,  объехать мир, приобрести определенную профессию,  иметь
много детей.    Важно  подчеркнуть, что по условиям, движущим  силам и
механизмам  формирования  намерения раз ной фундаментальности  и  временной
отнесенности  возникают сходным образом.  Действительно, где в  цепочке или
иерархии принятых намерений, состав ляющих, по сути, план жизни, может быть
простав лена черта, разделяющая их на разные классы? На  какое количество
суток вперед от настоящего момен та должно быть направлено намерение для
того. что бы относить его к ближним или дальним?  Ни фор мальных, ни
принципиальных оснований для  такого  критерия нет, и фактически намерения
разной уда ленности составляют однородный континуум. Но это  значит, что
намерение посвятить ребенку, живописи  или продвижению  некоторой идеи
ближайшее   вос кресенье, летний  отпуск  или  всю   оставшуюся  жизнь—
явления  при всей разномасштабности психо логически эквивалентные.   
Исключительную  роль  сознательно принимаемых  намерений в жизни человека
подчеркивает К. Обу- ховский, в концепции которого эти психологические
образования называются задачами и  характеризуют ся как «основа теории
дальней мотивации»; по сло вам этого автора, «одна из важнейших, если только 
не самая важная  детерминанта  функционирования человека — это его задачи, то
положение вещей, достижение которого он принимает как свое, вытекающее из
собственных намерений»  (Obuchowski, 198o.  S. 109). В работах польского
психолога разрабатываются вопросы об организации системы задач-намерений (в
исследованиях взрослый  человек обычно
                             170
указывает от 8 до 30 таких задач; там же. С. 259), типах связи между ними, роли
системы задач в развитии личности и др.    Отметим, что К. Обуховский резко
противопоставляет дальние и ближние задачи как «основанные на совершенно
различных механизмах»  (С. 251). Однако данная точка зрения  не противоречит
тому, что угверждалось о сходстве дальних и ближних намерений выше,
поскольку исходит из представления «...о существовании по крайней мере двух
отдельных моти-вационных  систем: ближней  и дальней мотивации; ближней 
мотивации, основанной на принципе редукции  физиологических напряжений,
которые вызываются определенными  состояниями,  навязываемыми индивиду
ситуациями, состоянием организма или содержанием  внутреннего опыта, и
дальней мотивации, основанной на принципе регуляции активности задачами» (С.
257—258). Не может быть сомнений в том, что намерения, возникающие на
основе голода, боли, усталости, страха, т. е. относящиеся к органической
мотивации, принципиально отличаются от намерений, связанных с дальними
жизненными   планами. Однако, говоря о сходстве дальних и ближних намерений,
Hosted by uCoz