Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 283 
Next page End  

сложные чувства, причем такое объединение имеет многоступенчатый характер:
частичные чувства первого порядка, образующиеся из элементарных, способны
породить, взаимодействуя и сливаясь, чувства второго порядка, те в свою
очередь—третьего и т. д. В результате на основе изначального множества
элементарных чувств выстраивается иерархическая пирамида 'более сложных
чувственных образований (соответствующих уже не ощущениям, а отдельным
отражаемые предметам, мыслям, их комплексам), на вершине которой находится
«цельное» чувство, отвечающее целостной ситуации: «Все имеющиеся в любой
данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую
равнодействующую чувства»; «...Нет в сознании двух одновременных
представлений, хотя самых диспаратных и независимых друг от друга,
эмоциональные элементы которых не объединялись бы в одно равнодействующее
чувство» (Т. 2. С. 419, 420).
Так, у зрителя, созерцающего спектакль, отдельные чувства вызывают элементы
декорации сцены, их общая композиция, музыкальное сопровождение,'отдельные
актеры, их позы, содержание высказываний, их интонации, ассоциативно
возникающие мысли, а также, возможно, шепот .или увлеченность спектаклем
соседей, тесная обувь, духота в зале и т. п., что сливается в общее чувственное
состояние в каждый Данный мо'мент. Итогом суммации чувств является также
общее впечатление о спектакле и о посещении театра, которое кроме эстетических
переживаний охватывает впечатления от общения в антрактах, от
209
Hosted by uCoz