Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 283 
Next page End  

  мотивацией определяются как бы резервные вариан ты жизни — то, будет ли и
как будет она изменяться  в случае появления перед человеком новых возмож
ностей (например, сменить работу, место жительства,  круг общенья и т. п.). В
устоявшихся условиях жиз ни такая мотивация игрет важную роль в развитии 
грез и мечтаний, может влиять на художественные  вкусы или творчество.    
Мотивация человека не исчерпываегся пристраст- ным отношением к  кругу
явлений, непосредственно  касающихся его жизни, о которых в основном до сих 
пор шла речь. На основе сопереживания другим лю  дям, понимания сложного 
комплекса причин, от ко торых зависит  их  жизнь, мотавационное значение 
приобретают обобщенные социальные  ценности, си стема убеждений и 
нравственных норм, благодаря  которым человека могут глубоко волновать
события,  происходящие, допустим, на другой стороне планегы  и прямого
отношения к его жизни не имеющие.  Об ласть спорта предоставляет только
наиболее яркие  примеры сопереживания  человека деятельности дру- гих людей
как характерного вида  его активности.  Столь же страстно он  может «болеть»,
интересуясь  политическими событиями, развитием техники, охра ной природы—
всем   тем, о чем ежедневно сообщают  газеты.     Все сказанное выше позволяет,
по-видимому, за ключить, что активно достигаемые человеком моти вы,
связанные с профессиональной и общественной  деятельностью, семьей,
увлечениями досуга и т. п.,  составляют хотя и самую важную, однако небольшую 
часть мотивационно значимых  для него предметов.  Круг таких предметов
практически не имеет преде лов, и почти все, что окружает его в природной и 
социальной среде, отражается им как нечто, что сле дует беречь, осуждать,
изменять, поддерживать, раз вивать и т. п. Важно отметить, что такого рода от
ношения не обязательно отчетливо осознаются, и че ловек, конечно, не думает,
чго каждый забор, мимо  которого он проходит, тоже для него значим. Однако
такая значимость существует, и когда, скажем, он останавливается и пытается
объяснить ребенку, почему забор, даже если очень хочегся, ломать нельзя, им 
осуществляется деятельность, мотивируемая,  в
                            26
частности, этой значимостью и желанием сформировать ее также у ребенка.   
Всеобщая  мотивационная  значимость  отражаемых явлений. 
Столь  широкая трактовка  мотивации не является традиционной, требуя, по-
видимому, пояснений и уточнений. Рассмотрим эту проблему сначала с
терминологической стороны.    Как упоминалось, мотивами  в  психологической
литературе обычно называются внутренние факторы, побуждающие  реальную 
деятельность. Образования же, рассматривавшиеся выше в качестве мотивацион-
ных, часто обсуждаются  не под этим названием, а как ценности, интересы,
отношения, смыслы, идеалы, установки, нормы, убеждения и др.
4
Не может быть
сомнений, что эти термины  обозначают специфические явления и их аспекты. Но
поскольку они также явно родственны и частично переходят друг в друга, уместно
ставить вопрос: что общего между ними?    Едва ли  нуждается  в доказательстве
ответ, утверждающий,  что все они обозначают разновидности неравнодушного, 
активного, пристрастно-оценочного отношения человека к различным аспектам
окружающей действительности. Источником же  пристрастности в отражении, как
Hosted by uCoz