Navigation bar
  Print document Start Previous page
 210 of 283 
Next page End  

Попытки рассмотреть действие механизмов мотивации позволяют усомниться в
правильности последнего представления, показывая, что во взаимодействии
эмоций и процессов познания порой достаточно отчетливо участвуют и
посредничают таинственные субъективные феномены, вроде чувства реальности
которое, как было показано выше, оказывает замет-' ное 'влияние •на
возникновение эмоций. К постановке вопроса об этих феноменах наиболее 'прямо
привело обсуждение вундтовских чувств с их ясным феноменологическим
обнаружением и неясной 'психологической природой. Рассмотрим этот вопрос в
более широком контексте.
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ
В советской психологии существует традиция рассматривать переж'ива'ние 'в
качестве одной из центральных категорий, характеризующих психическое. С. Л.
Рубинштейн изложение своей системы взглядов в «Основах общей психологии»
буквально начинает со следующего положения: «Было бы бессмысленно говорить
об отражении, если бы то, что должно отражать действительность, само не
существовало в действительности. Всякий психический факт—это и кусок
реальной действительности и отражение действительности—не либо одно,
либо другое, а и одно и другое; 'именно в том и заключается своеобразие
психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением,—
единством реального и идеального. <:...>
Эти два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и
взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание. Моментом
знания в 'сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру,
который отражается в психике. Переживание это первично, прежде всего —
психический факт, как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его,
специфическое проявление его индивидуальной жизни» (1946. С. 5—6). Об этом
же пишет Е. В. Шорохова: «Сознание это не только знание, но и переживание»
(1961. С. 257).
Как можно видеть, речь 'идет об аналитической
218
рассечении целостного акта психического отражения, выделении и
противопоставлении в нем полюсов знания и переживания, 'иначе — отражаемого
содержания 'и его субъективного носителя. Обосновать такое различение
феноменологическими данными нелегко из-за значительно худшей
осознаваемости тех смутных чувств, которые 'составляют полюс переживания. В
непосредственном интроспективном наблюдении оба полюса обычно предстают
безнадежно слившимися. Не различает этих полюсов и обыденная рефлексия,
склонная все переводить в единый план генетически сложившихся знаний о сббе и
мире. И только отдельные и редкие .феномены расщепления знания и
переживания (когда мы отчетливо переживаем, что нечто подобное видели или
слышали, но 'не знаем, что 'именно, см. Yarmey, 1973) или специально на-
правленное самонаблюдение (выясняющее, что именно мы испытываем
непосредственно перед тем, как совершить некоторое движение, высказать
некоторую мысль и т. п.) обнаруживают 'существование отдельного мира
субъективных переживаний. Однако некоторые теоретические представления, а
Hosted by uCoz