Navigation bar
  Print document Start Previous page
 212 of 283 
Next page End  

Реальность субъективных переживаний позволяет охарактеризовать их как
универсальную онтологическую основу психического образа, как конкретно-субъ-
ективную форму существования отражаемого в нем содержания. Другими
словами, в психическом переживание проявляется в качестве реального носителя
познавательных образов (воспринимаемых, представляемых, мыслимых) и в этом
смысле 'противопоставляется отражаемому в них идеальному содержанию
(которое неминуемо переживается): «Субъекту идеальное есть лишь содержание
психического отражения объективного мира» (Гальперин, 1976а. С. 45).
Разумеется, противопоставление переживания и отражаемого содержания
(образов, знаний) является относительным, так как 'в целостных 'психических
явлениях эти два полюса всегда выступают в единстве формы и содержания.
Следует отметить, что в виде переживания и знания в психике человека обнаружи-
ваются моменты, «в тех 'или иных формах представленные даже 'в'совсем
элементарных психических образованиях» (Рубинштейн, 1946. С. 6), т. е. речь
идет не только о высшей форме отражения—сознании.
Возможности дальнейшей конкретизации этих представлений в отношении
полюсов знания и переживания резко различаются: если о разных видах и уровнях
знания и их взаимосвязях современная когнитивно настроенная психология
накопила множество детализованных данных, то многие проблемы, касающиеся
переживания, не разработаны даже на уровне гипотез. Отсутствие представлений
о границах эмоциональной сферы отражения² автоматически обусловливает
неопределенность в вопросе об основных видах переживания. Утверждается,
например, что «переживание в индивидуальном сознании не тождественно с
эмоциями», что «переживание как форма существования психического в сознании
человека понятие более широкое, включающее в себя понятие эмоции в
специфическом смысле-» (Шингаров, 1966. С. 158). Но если это так, то что можно
сказать о не-
2
«...Едва ли найдутся два учебника, единогласные в том, где в нашем опыте
проходит хотя бы приблизительная граница между эмоциональным и
неэмоциональным»   (Крюгер,   1984. С. 109).
220
эмоциональном переживании кроме того, что оно обнаруживается как
субъективная реальность и как форма существования отражаемого содержания?
Существуют ли какие-то его разновидности, имеют ли переживания внутреннюю
структуру, как они взаимодействуют между 'собой?
Отсутствие ответов на эти вопросы позволяет утверждать, что и для современной
психологии в полной .мере сохраняют справедливость слова У. Джемса:
«Мы должны признать, что определенные образы традиционной психология
составляют лишь наименьшую часть нашей душевной жизни. Традиционные
психологи рассуждают подобно тому, 'кто стал бы утверждать, что река состоит из
бочек, ведер, кварт, ложек и других определенных мерок 'воды. Если бы бочки и
ведра действительно запрудили реку, то между ними все-таки протекала бы масса
свободной воды. Эту-то свободную, незамкнутую в сосуды воду психологи и
игнорируют упорно при анализе нашего сознания» (Джеме, 1911. С. 137).
Игнорируются при анализе психического весьма разнообразные и функционально
Hosted by uCoz