Navigation bar
  Print document Start Previous page
 228 of 283 
Next page End  

другого мерила для суждений по этому поводу. Но что такое указанный вкус..?
Очевидно, не что иное как ощущение удовольствия от истинного и ощущение
неудовольствия от ложного остроумия, причем мы сами не в состоянии объяснить
причины указанного удовольствия или неудовольствия» (1966. С. 427) Наши
удовольствия-неудовольствия едва ли могут быть искушеннее нас в различении
остроумия, им нечто должно в этом помогать. И хотя не только мы сами, но и
специальные исследования (напр., Лук, 1968) не в состоянии раскрыть все
'секреты такой по-' мощи, их результаты не оставляют сомнения в том, что в ней
задействованы переживания новизны, необычности, неожиданности и т. л. И. Кант
определял смех как «аффект от внезапного превращения напряженного ожидания
в ничто» (1966. С. 352). Что, если не определенный инвариант динамики
переживаний констатирован в этих словах? Ведь и внезапность, и напряжение, и
ожидание, и даже ничто соответствуют языку не столько объективных
воздействий, сколько субъективных состояний.
Переживаниями опосредствованы и другие случаи возникновения
мотивационного отношения к сложным, особенно многомодальным воздействиям
и развернутым во времени событиям. Все только что сказанное об остроумии
может быть повторено в отношении чувства прекрасного с тем отличием, что в его
возникновении участие принимает несколько иной состав переживаний, в
частности чувства гармонии, •пластики, созвучия, ритма, лада и т. п. Выше при-
водились примеры сложнейшего .процесса взаимодействия и слияния такого рода
переживаний, сопровождающего эстетическое восприятие. Мотивация способна
подключаться на любом этапе этого процесса, позитивно или негативно
окрашивая как промежуточные, так и конечные его итоги. И даже если некоторые
промежуточные чувственные продукты имеют уже сложившееся, фиксированное
мотивациовное значение, их сочетание способно привести к новому, возможно
неповторимому мотивапионному значению всего комплекса. По этой причине
каждый случай наслаждения красотой 'может отличаться чем-то особым и во
всяком случае не должен представляться в виде
236
точки на шкале удовольствия гедонического пространства.
Сама 'возможность актуализации 'пристрастных переживаний средствами
искусства, причем иногда в условиях смены модальности воздействий (особенно
ярко—'в музыке), говорит о привязанности этих переживаний к чему-то
превращенному, оторванному от объективной .внешней оформленное™. Что
делает шарж или карикатуру более выразительными, чем реалистическое
изображение тела или лица? Не очищенное ли от сопутствующих помех
акцентирование именно тех черт, которые в естественном выражении формируют
специфический чувственный инвариант? И не являются ли эти инварианты, для
которых шарж выступает в роли «сверхнормального» ключевого раздражителя
(невероятно волевой подбородок, осиная талия и т. п.), в принципе теми же
образованиями, которые помотают, например, ребенку понимать мо-тивационное
значение приветливого взгляда или нахмуренных бровей значительно раньше, чем
он становится способным осмысливать и рефлексировать язык мимики?
Особую разновидность взаимодействия мотиваци-онных отношений с другими
Hosted by uCoz