Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 283 
Next page End  

ка не сводится к односторонним воспитательным воздействиям на него в ранние
периоды жизни, охватывая самый  широкий  круг его взаимодействий с другими 
людьми и  культурой, в которых он выступает и как объект, и как субъект
воспитания.  Впоследствии мы  будем возвращаться  к этой повседневной
практике, психологический анализ  которой  может дать, как представляется, не
менее ценные данные, чем  проводимые в  этой области научные  эксперименты.
СИТУАТИВНОЕ И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ
   В заключение описательной характеристики человеческой мотивации и
частично в дополнение к ней обозначим  основные проблемы, изучаемые в  психо-
логии мотивации и подлежащие  дальнейшему обсуждению в данной работе.   
Феноменологически  мотивация   обнаруживается как особый пласт «образа
мира», составляемый множеством пристрастных отношений субъекта ко всему,
что в некоторый момент  им отражается
10
. Данное обнаружение пристрастности
зафиксировано в имеющем  древние традиции положении,  выделяющем   и
противопоставляющем  в психическом  интеллект  и аффект  (познание и чувства,
знание и переживание, значение и смысл). Несомненны как сложность, раз-
нообразие п взаимосвязанность  человеческих моти-вацнонных  отношений, так и
отсутствие явных или легко выявляемых   признаков для их упорядочивания,
следствием которого является практически полное отсутствие общепринятых
различении и терминологических обозначений в существующих   попытках их
упорядочивания в психологической теории (Хек-
   
10
«В процессе отражения  явлений внешнего  мира происходит и  определение
их значения для индивида  и тем самым его отношения к ним  (психологически
выражающегося в форме стремлений и чувств), В силу этого предметы и явления
внешнего мнра выступают не только как объекты познания, но и как двигатели
поведения, как его побудители, порождающие  в человеке определенные
побуждения к действию,— мотивы»  (Рубинштейн, 19.37. С. 244).
                            40
хаузен, 1986; Granich, 1932; Koch, 1951; Peters, 1967), Такое состояние психологии
мотивации придает феноменологическим данным  значение одной из немногих
надежных  опор для обозначения  рассматриваемых  вопросов и предварительного
структурирования Проблематики.    Если упомянутое обнаружение  в психическом
образе множества мотивационных  отношений и побуждений обозначить как 
главное  феноменологическое проявление человеческой мотивации, то в плане
дальнейшего ее освещения наиболее естественными и важными  представляются
прежде всего два вопроса: во-первых, чем эти отношения  и побуждения  обуслов-
лены, каково их происхождение и, во-вторых, к чему они приводят, каковы их
последствия? Очевидно, что эти два вопроса адресованы к достаточно различным
линиям  исследования мотивации, а именно — онтогенетическому и ситуативному
ее развитию  (Вилюнас, 1979; Bindra, 1959. Р. 290).    Существующие  концепции
мотивации различаются тем, каткое место в них занимают обе линии исследо-
вания. Так, ситуативное развитие мотивации практически не рассматривается во
многих концепциях научения  из-за свойственной им энергетической интер-
претации  потребностей (Brown, 1953; Madsen, 1965 и  др.), при которой поведение
объясняется не развитием  в ситуации мотивационнных   побуждений, а
Hosted by uCoz