Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 283 
Next page End  

   сти экспериментальному контролю, их исследования   получили широкое
распространение и стали домини  рующим  направлением изучения мотивации  в
совре  менной психология (см. Хекхаузен, 1986). Среди тем,   пользующихся
наибольшим  вниманием, можно  отме  тить мотивационные  конфликты  
(Festinger, 1962;   Miller, Swanson, 1966; Yates, 1965), фрустрацию   (Левитов, 1967;
Lawson, 1965; Maier, 1949), защит  ные механизмы  (Plutchik а. о., 1979; Sjoback,
1973;   Symonds, 1946), влияние на возникновение побужде  ний субъективной
ценности целей и предвосхищаемой   вероятности успеха (Atkinson, 1957;
Festinger, 1942;   Rotter, 1955), интенсивное изучение которого нача лось с
исследований уровня притязаний (Бороздина,   1985; Lewin а. о., 1946; Rotter,
1942) и мотивации  достижений  (Вайсман, 1973; McClelland а. о., 1976;  Nygard,
1975), и др.     Главное и общее назначение ситуативной мотива- ционной
динамики  состоит в согласовании и «когни тивной разработке» (Nuttin, 1964,
1984. Ch. 5) воз никающих  побуждений—определении    на основе по
знавательных процессов их возможности и целесооб разности, в результате
которого они могут быть как  отклонены, задержаны, так и приняты в качестве ос
новы для конкретных действий.     К сожалению, систематический обзор этой
линии  исследования мотивации представляет собой отдель ную и сложную 
задачу из-за господствующей в ней  методологии позитивизма, направляющей на
выявле ние в рамках «факторного подхода» (Бибрих, Орлов,  1977) множества
эмпирических зависимостей  и  не  способствующей  выяснению  лежащих   в их
основе  психологических процессов.    В  данной работе главным предметом
обсуждения  будет онтогенетическое развитие мотивации. Однако  при таком
направлении  исследования процессы си туативного развития мотивации не могут
быть цели ком оставлены в стороне. Дело в том, что их функ циональное значение
не исчерпывается отмеченным  выше отвержением  или санкционированием  
возни кающих побуждений к  действию. Какими бы  ни были внешние
воздействия,  определяющие стабильные изменения в мотивации, они не могут
влиять на эти изменения иначе чем через конкретную ситуацию: пе-
                            42
ред тем как приобрести устойчивое  мотивационное значение, предмет сначала
должен  быть  отражен, причем не просто как о.бъект познания, а в качестве
имеющего  то или иное отношение к удовлетворению потребностей (например,
как цель, условие, препятствие, сигнал и т. п.). Это значит, что он должен при-
обрести некоторое ситуативное мотивационное  значение, побуждающее  субъекта
по отношению к нему к той или иной активности. Известно, что такие значения
обычно долго не сохраняются, поэтому возмущение  некоторым человеком вовсе
не означает, что так к нему мы будем  относиться всегда. Но известно также, что
ситуативные значения способны оставлять следы в  опыте индивида,
фиксироваться в нем, поэтому возмутивший  нас в конкретной ситуации человек в
будущем  может  перестать казаться симпатичным и вызывать меньшее доверие.   
Способность ситуативных мотивационных   значений повлечь изменения 
устойчивых  мотивационных отношений позволяет рассматривать ситуативное
развитие мотивации как  своего род а первую фазу, веряее, необходимое, хотя и
недостаточное условие ее онтогенетического развития, наступающего в случае
Hosted by uCoz