Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 283 
Next page End  

  'двучленное строение воспитательных воздействий, на личие в них
предписывающей  и аргументирующей ча стей, связываемых  причинно-
следственными отноше ниями. Наиболее отчетливо это наблюдается в случае 
воздействий на ребенка, на  догадливость которого  обычно  рассчитывать не
приходится и которому все  разъясняется в максимально  развернутой форме: со
рить нельзя, потому что кому-то придется убирать,  если не будешь мыть руки —
заболеешь, учиться надо,  потому  что без этого никто и никогда не разрешит 
водить машину, и т. п.     Однако в такой развернутой экстериоризации мо-
тивационных  воздействий часто нет необходимости.  Уже  в отношении  ребенка,
особенно в стандартных  •ситуациях, отдельные элементы воспитательного воз
действия могут опускаться в расчете на их очевид ность. Ограничиваясь строгим
предупреждением «пре крати сейчас же!», взрослый предполагает, что ребе нок
понимает как  то, за что он осуждается, так и  возможные  последствия  
повторения  осуждаемого  действия. Понятно, что во взаимоотношениях взрос-
.лых, способных многое друг другу сказать и вовсе  без слов, при помощи, скажем,
только взгляда, моти- вационные воздействия обычно имеют свернутый  ха
рактер. В связи с этим обстоятельством важно под черкнуть, что обсуждаемый
тезис о двучленном строе нии  мотивационных воздействий имеет  в  виду не 
экстериоризованную форму, а внутреннее, не обяза тельно высказываемое
содержание этих воздействий.    Сравнительно  легко охарактеризовать первую из 
составляющих  воспитательного воздействия. В лю бом—высказываемом    или 
невербально передавае мом—виде  она служит указанию  того, к чему и как 
человек должен относиться, т. е. самым прямым об разом определяется целью
воспитания и выражает ее  в форме, доступной для воспитываемого лица: надо 
помогать слабым, быть хозяином своего слова, беречь  природу и т. п. Следует,
пожалуй, подчеркнуть, что  эта предписывающая  составляющая воспитательных 
воздействий имеет  субъективную и предикативную части, обязательно указывая
как на предмет, так и на должное к нему  активное отношение. Это естественно,
так как мотивационные образования в принципе не могут быть охарактеризованы
только ссылкой
                              62
на некоторый предмет. Религия является мотивом к для верующего, и для атеиста,
кошка — и для мыши, и для кота; очевидно, что прямая противоположность этих
мотивов обусловлена не предметом мотивацион-ного отношения,  а различиями в
самом отношении, вследствие которого предмет приобретает качество
желательного преобразования—как  подлежащий поддержке, осуждению,
избеганию, овладению и т. п.    Идея о необходимости различения в мотивацион-
ных образованиях представляющего ценность предметного  содержания  (value) и
специфического к нему деятельного отношения   (vector) была предложена Г. А.
Мерреем (Murray, 1964).    Менее ясной и более интересной является вторая
составляющая  воспитательных воздействий, выражающая  уже не цель, а
основание воспитания — то, что, по замыслу  воспитателя, должно  
аргументировать. предписывающую   составляющую, подкрепить ее, обеспечить
возникновение нового мотивационного отношения или по крайней мере заставить
об услышанном задуматься. Речь идет о всех позитивных или негативных 
Hosted by uCoz