Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 283 
Next page End  

  цессе столь широкого кр.уга аргументов обеспечива ется тем, что обе части
воспитательного воздействия  могут связываться достаточно гибким образом. Ког
да есть возможность, основой для такой связи служат  объективные причинно-
следственные отношения. В та ких случаях человеку могут объясняться
отдаленные,  скрытые и, как предполагается, им не осознаваемые  или
недостаточно осознаваемые последствия его отно шений  и поступков — их
влияние на жизнь  других  людей, политическое значение и т. п. Часто, однако, 
такой возможности не существует, и тогда причинные  отношения, используемые
в воспитательном процессе,  не обязательно строго соответствуют объективным 
Когда речь идет о будущем,  особенно отдаленном,  предсказывать последствия
отношений и  поступков  воспитываемого лица можно лишь с известной долей 
вероятности. Этот момент в реальной практике воспи тания далеко не всегда
оговаривается, и возможные  последствия преподносятся как неизбежные («такой 
тебя никто замуж не возьмет»). Можно думать, что  исключительная важность 
целей воспитания делает  человека уступчивым в выборе  средств их  дости жения.   
Хотя в нашу задачу здесь не входит формулиров ка содержательных
рекомендаций воспитания, отме тим, что неразборчивость в средствах
представляет  собой одну из распространенных ошибок воспитате лей. Вот
несколько примеров из книги И. Раншбурга  и П. Поппера, одного из наиболее
профессиональных  изложений таких рекомендаций, вышедших   на рус ском
языке: «Нередко, однако, можно  слышать на  первый взгляд безобидные, но нее
же фразы, достой ные осуждения: "Съешь еще за бабушку! Как обраду ется папа,
когда мы ему скажем, что ты очень хорошо  пообедал!"» (1983. С. 28); «Наказание
детей боязнью  утратить родительскую любовь  можно   сравнять с  атомной
энергией. В случае неправильного примене ния такое наказание может нанести
очень большой  вред, и, наоборот, разумное его использование бывает очень
результативным» (С. 79); «...Поощрения долж ны применяться очень
осмотрительно, в особенности в тех случаях, когда они связаны с
манипуляционными или интеллектуальными действиями ребенка, а не с 
подкреплением его нравственного поведения. Лично я
                            64
считаю, что следует отказаться от всех преподношений за успехи в учебе, за
исключением, пожалуй, книги или иной мелочи, которую ребенок получит от ро-
дителей в конце года» (С. 84). •    Мера, в какой человек убежден в своей воспита-
тельной аргументации, может варьировать в крайних пределах. Известно, что в
области неопределенных или непознанных  взаимодействий  он  сравнительно
легко проецирует в мир свои  представления о нем, приписывая объективной
действительности то, что вытекает из его мировоззрения, ожиданий, уверований.
Такую  спроецированную в объективность детерминацию внутреннего 
происхождения содержат  попытки аргументировать воспитательные воздействия
ссылками  на муки или блага загробной жизни, на судьбу, которая за нечто
непременно покарает или вознаградит, и т. п. Очевидно, что это может утверждать
как человек, убежденный в истинности своих аргументов, так и тот, который в них
заведомо не верит, вроде матери, пугающей  ребенка тем, что он, если будет плохо
есть, не вырастет. Главное в воспитании—это убедить лицо, к которому оно
Hosted by uCoz