Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 283 
Next page End  

некоторой системы педаго гических или  психотерапевтических  рекомендаций 
(напр., Бибрих, Орлов, 1986; Джайнотт, 1986; Орлов,  1987; Спиваковская, 1986).
Так, эффекты групповой  психотерапии (Либих, 1979) или, в педагогике, вос
питания в коллективе (Мудрик, 1984; Немов, Кирпич ник, 1988) обеспечиваются, в
частности, тем, что не безразличное отношение человека к мнению окружаю щих
людей  используется для изменения его отноше ний к другим явлениям.
Мотивационное опосредство- вание здесь явно имеет место.    Укажем,  наконец,
на данные из области мотиваци-онной саморегуляции и, в частности,
самовоспитания, в которых тоже  можно найти поддержку  рассматриваемому 
тезису об опосредствованности новых моти-вационных отношений уже
существующей  мотивацией. В целом  они подтверждают одно из центральных по-
ложений  учения о высших психических функциях (Выготский, 1983а), согласно
которому внутренние средства,  используемые   человеком  для  управления
собственной деятельностью, представляют собой те же самые, только
интериоризованные внешние средства,
                            71
Hosted by uCoz