Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 283 
Next page End  

  ранее применявшиеся  для  управления его деятель ностью другими людьми.    
Действительно, в чем состоит внутренняя актив ность человека, пытающегося
избавиться от нежела тельной, но сильной страсти или укрепить недостаточ но, на
его взгляд, выраженные увлечения или идеалы?  Очевидно, в напоминании  себе
отдаленных  послед ствий наличия или отсутствия у себя этой мотивации,  того,
как из-за нее к нему относятся другие люди,  что она их огорчает или могла бы
сильно обрадовать,  короче—в   поисках   мотивов-«доноров» (Василюк.  1984. С.
63) и попытках переключить их мотивацион- ное значение на новое содержание
6
.
По существу это  означает применение по отношению к себе таких же 
воспитательных воздействий, которым человек обычно  подвергается со стороны
других людей.     Подобным образом  человек «одалживает» побуди тельную силу
у других мотивов в случае, когда ему  приходится действовать вопреки 
непосредственным  побуждениям, например выполнять нечто неприятное.  «Не
встану из-за стола, пока все не сделаю»—такое  решение представляет собой
попытку переключить на  непривлекательную работу  реально  существующее 
побуждение от нее избавиться. Другим   примером  такого рода «произвольной
мотивации» (Иванников,  19856. С. 119) может служить  решение некоторым 
ненужным или даже неприятным для самого человека  поступком что-то кому-то
(в том числе и себе) дока зать. Согласно В. А. Иванникову, такое «внутреннее 
психическое действие по  построению побуждения»  лежит в основе волевых
поступков: «Произвольная  форма такого действия позволяет создавать побужде
ние к действиям, не связанным с актуальной потреб ностью субъекта. Это и есть
мотчвационный механизм  волевого поведения» (19856. С. 122). Приведем текст 
этого автора (1985а. С. 52), показывающий, что признание способности человека
использовать побудитель ную силу воображаемых  мотивов имее; в»советской 
психологии свою предысторию: «Привлечение нового
   
6
Согласно Ф. Е." Василюку, обозначившему этот гроцесс в кате"ор;»ях теории
деятельности как   «производство смысла» (1984. С. 27), такой  перенос является
одним  из механизмов изменения сложившихся   мотивациониых  отношения,
требующегося для преодоления кризисных состояний.
72
мотива, включение действия в более широкую систему отношений и тем самым
изменение смысла действия с целью   усиления   побуждения    рассматриваются
Л. И. Анцыферовой   как психологический механизм усилий воли человека (1981.
С. 13). На такую роль вспомогательного мотива указывал Л. С. Выготский (1977.
С. 92). Большая сила воображаемого, мыслимого мотива специально отмечается в
работе А. Н. Ле-онтьева (1975. С. 208), а Л. И. Божович подчеркивала, что
личность начинает формироваться тогда, когда ребенок «начинает действовать
под влиянием образов воображения» (1976. С. 45)».
*     *    *
   Итак,  различные  сферы  практики  воспитания предоставляют примеры тому,
что формирование новых мотивационных отношений  происходит, в частности,
вследсгвие попыток связать явления, к которым эти отношения вырабатываются, с
другими явлениями, такое отношение уже вызывающими, т. е. путем моти-
вационного опосредствования. Для дальнейшего анализа этого феномена важно
Hosted by uCoz