Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 283 
Next page End  

   также видовой, передаваемый генетически опыт био  логического индивида, он
ни в каком отношении не   может сравниться с беспрерывно накапливающимся  
опытом всего человечества, являющимся источником   и основой развития
процессов психического отраже  ния в условиях общества. Присвоение этого
опыта   отдельным человеком, продолжающееся  на   протя  жении всей жизни,
вооружает его  уже  не  только   комплексом чувственных представлений о
ближайшей   среде и возможностях ее непосредственного преобра  зования, но
взаимосвязанной и обобщенной системой   знаний о всем мире, скрытых его
свойствах, проис  ходящих в нем взаимодействиях и т. п.     В  советской
психологической литературе эта си стема присваиваемых представлений, в
которой неиз бежно  локализируется и содержательно обогащается  все
отражаемое, в последние годы стала обобщенно  называться «образом мира»
(Зинченко, 1983; Леонть- ев, 1979; Петухов, 1984; Смирнов, 1983, 1985). Общий 
тезис, разрабатываемый в этих работах, утверждает,  что «главный  вклад  в 
процесс построения образа  предмета или ситуации  вносят  не отдельные чув
ственные впечатления, а образ мира в целом» (Смир нов, 1981. С. 24).    
Важнейшую   роль в процессе присвоения челове ком опыта социального
происхождения,  постепенно  складывающегося во все более сложный  «образ ми
ра», играет язык. Сам язык—его морфология, отра жающая   принципиальное
строение и всеобщие фор мы объективных взаимоотношений,  система взаимо
связанных понятий, обозначающих в действительно сти иерархию явлений и
отношений между ними раз личной степени обобщенности и  др.—представляет 
собой концентрированный продукт общественно-исто рического опыта,
накапливающий наиболее  сущест венные и отстоявшиеся в  широком  
практическом  применении его  элементы   (см. Выготский, 1982;  Леонтьев, 1963;
Лурия, 1979). Усвоенный язык—это  уже расширенный, целостный и
упорядоченный  «об раз мира», в котором при помощи понятийной иден
тификации узнаются непосредственно-чувственно от ражаемые явления и
ситуации. Разумеется, язык не является единственным источником формирования
человеческого «образа мира», задавая только своего
                              12
рода каркас, остов такого образа, который постепен но наполняется более
дифференцированным  и отто ченным содержанием на основе присвоения
специаль ных знаний  (при помощи  того же языка и  других  знаковых систем),
опыта, овеществленного в создан ных человеком предметах и формах действий с
ними,  передаваемого средствами искусства, и др.     Психическое отражение в 
результате опосредст- вования присвоенным  социальным опытом  приобре тает
ряд новых качеств. А. Н. Леонтьев по этому по воду писал: «Животные,  человек
живут в предмет ном мире, который с  самого начала выступает как 
четырехмерный: он существует в  трехмерном  про странстве и во времени
(движении). ...Возвращаясь  к человеку, к сознанию человека, я должен ввести 
«еще одно понятие — понятие о пятом квазиизмере нии, в котором открывается
человеку объективный  мир. Это—«смысловое    поле», система  значений»  (1979.
С. 4—5). Речь идет о том, что явления, отра жаемые человеком, как правило,
категоризуются, на зываются, т. е. идентифицируются не только по чув ственным
Hosted by uCoz