Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 283 
Next page End  

   зависимости от познавательного процесса. Конечно,   такая интерпретация
исходит из представления, кото  рое в них не содержится и которое признает, что
эмо  ция возникает в самом начале рассматриваемого про  цесса, т. е. при
первичной оценке ситуации, актуали  зации потребности, физиологическом
возбуждении, а   последующий познавательный процесс эту эмоцию пе 
реключает, направляет на выявляемые обстоятельст  ва. но не создает.    
Существуют  концепции, поддерживающие  данную   интерпретацию. Так,
согласно «модифицированной пе  риферической теории» Э. Клапареда уже
изначальная   оценка ситуации  (по Р. С. Лазарусу — первичная)   осуществляется
при помощи  умеренных и полезных   чувств, вслед за которыми в результате
уточнения   возможностей действия  могут возникнуть эмоции:   «Общепринятое
мнение о том, что страх часто возни  кает уже после осознания  опасности той
ситуации,   в которой мы находимся, является верным. Только это  осознание не
сводится.... к чисто интеллектуальному  суждению.  Согласно  нашей теории  оно
состоит в  «чувстве опасности». Поэтому будем говорить, что  эмоция  страха
следует за чувством опасности; это  случается тогда, когда мы оказываемся не в
состоя нии убежать или защитить себя естественным путем»   (1984. С. 99).     В 
классификационной   схеме У.  Макдауголла   (1984) эмоции интерпретируются
как субъективное  выражение целенаправленных  инстинктивных устрем лений.
Чувства как принципиально другой класс эмо циональных явлений, согласно
этому автору, произ- водны от эмоций и возникают при столкновении ак тивности
с реальными или предвосхищаемыми удача ми, затруднениями, препятствиями и
т. п. Данная схе ма, а также взгляды Э. Клапареда, ниже будут рас смотрены
подробнее.    Сходным  образом, хотя в других терминах и тра дициях, объясняют
возникновение эмоций М. Б. Ар- нолд и Дж. А. Гассон. Согласно этим авторам,
эмо ции в виде положительного или отрицательного отно шения (элементарная 
любовь или ненависть) тоже  являются следствием изначальной оценки ситуации
и  «возникают каждый раз, когда нечто признается привлекательным или
отталкивающим»  (Arnold, Gasson,
                              84
1954. Р. 294). Однако в зависимости от условий, в которых оказываются  предметы 
этих эмоций, из них развиваются другие эмоции: импульсивные, выражающие 
активное отношение к этим предметам (желание, радость, отвращение), или
«преодолевающие», так или иначе связанные с препятствием (надежда, страх,
гнев).    Таким образом, наряду с теориями, подчеркивающими  с чрезмерным, как
представляется, обобщением возникновение эмоций в зависимости от результатов
процессов познания, существуют концепции, в которых данная зависимость
изображается с большей детализацией, допускающей  развитие эмоционального
процесса, возникновение 'одних эмоций в ответ на непосредственно жизненно
значимые воздействия и других — при познавательном уточнении условий, в
которых  эти воздействия воспринимаются. Однако справедливости ради следует
отметить, что данная здесь интерпретация этих концепций  является несколько
натянутой; эмоциональное переключение как феномен переадресовки эмоции по
познавательным   связям с одного отражаемого явления на другое в них усмат-
ривается, но отчетливо не формулируется, во всяком случае не имеет явной
Hosted by uCoz