Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 283 
Next page End  

   ективных  переживаний собственно психологический   аспект проблемы в них
отражения практически не по  лучает.      Так, в  двухфакторной   концепции   
научения   О. X. Маурера (Mowrer, 1950, 1960а) эмоции выпол  няют роль своего
рода посредника между озадачива  ющими  индивида процессами обусловливания 
(prob  lem making, sight learning) и последующим поиском   инструментального
решения задач (problem solving,   solution learning). Приобретение в процессе
обуслов  ливания сигнальным раздражителем эмоционального   значения можно
охарактеризовать как переключение   на него эмоции, вызванной первичным
подкреплени  ем. В  дальнейшем  переключающаяся  (обусловлен  ная) эмоция
служит вторичным  подкреплением для   приобретения инструментального опыта.
В отличие от   других рассмотренных взглядов в концепции О. X. Л1ау-  рера
эмоциональное переключение является не просто   констатируемым фактом,  а
получает определенное   объяснительное значение: оно включено в процессы 
научения, играя в них важную роль. В пределах по зитивистских концепций
научения более полно отра зить значение этого феномена в развитии мотивации 
едва ли возможно.     Процесс эмоционального переключения под назва нием
«переноса чувств» отчетливо обозначен в книге  В. С. Дерябина (1974)—наиболее, 
пожалуй, полной  по содержанию  попытке в советской литературе рас смотреть
психологическую феноменологию эмоций  в  свете учения о высшей нервной
деятельности. Приме чательно, что перенос чувства, согласно этому автору, 
происходит именно при установлении условных свя зей: «По мере жизненного
опыта растет количество  временных связей в области чувств. Если вид яблока 
приятен, а вид надвигающейся осенней тучи вызыва ет неприятное чувство, то,
несомненно, чувства при  этом возникают не непосредственно от зрительных 
ощущений, а от связи, установившейся на основании  прошлого опыта  между 
видом яблока и  приятным  вкусом и неприятным чувством от сырости и холода  и
видом тучи» (С. 62).    Однако надо сказать, что даже в таком виде внеш не
констатируемой параллели представление о связи условного рефлекса и
эмоционального переключения
                             86
  учении о высшей нервной деятельности не является распространенным. Так, П.
В. Симонов, подчеркивая подкрепляющую  функцию  эмоций при выработке  ус-
ловного рефлекса (1981. С. 31), не связывает данного проявления эмоций с их
«переносом» на новое содержание. Выделяемая в данной концепции «переключа-
ющая  функция эмоций» обозначает прежде всего переключение механизмов
поведения, а не самих эмоций.    Следы эмоционального переключения
обнаруживаются в некоторых частных теориях и исследованиях. Положение  о
том, что агрессия является одной из характерных реакций индивида на
фрустрацию, можно считать общепризнанным (см. Левитов, 1967, 1972; Yates,
1965). Но на языке эмоций позитивистская формулировка  «гипотезы
фрустрации—агрессии»   означает не что иное, как «гипотезу огорчения — гнева»,
т. е. переключение эмоции, вызванной неуспехом или лишением, на
предполагаемую их причину.    Исследования показали, что вследствие неудачи
может возникнуть не только агрессия, но и удивление, вина, стыд, а вследствие
успеха—уверенность в себе, расслабление, благодарность, причем возникновение
Hosted by uCoz