Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 283 
Next page End  

  недоступность более тонких нюансов эмоциональной  жизни  
экспериментальному  контролю и методоло гия позитивизма, сопротивляющаяся 
внеэксперимен- тальному познанию. От этих обстоятельств были сво бодны
авторы прошлого, в учениях которых (см. Gar- diner а. о., 1937) динамика эмоций,
закономерности  их развития одних на основе других освещены более  отчетливо
и полно (Вилюнас, 1976, 1984).     Динамика эмоций в учениях прошлого.
Отдельные  наблюдения  и обобщения авторов прошлого отчетли во
перекликаются с современными эмпирическими ис следованиями. Так, к
указанным выше исследованиям  условий возникновения гнева самое прямое
отноше ние имеют следующие  утверждения Д. Юма:  «Чело век, нанесший нам
рану или повреждение случайно,  не становится в силу этого нашим врагом, точно
так  же как мы  не считаем себя обязанными лицу, слу чайно оказавшему  нам
услугу»; «Человек, который  причиняет нам страдание намеренно, но не из-за нена
висти и злобы, а ради  справедливости и по праву,  если только мы до  некоторой
степени разумны, не  возбуждает нашего гнева, несмотря на то что он яв ляется
причиной, и притом сознательной причиной,  наших страданий» (1966. С.
483,485). Согласно одному  из обобщений Б. Спинозы: «Если кто воображает, что 
его кто-либо ненавидит, и при этом не думает, что  сам подал ему какой-либо
повод к ненависти, то он  в свою очередь будет его ненавидеть» (1957. С. 488). 
Данной формулировке явно созвучны результаты эк сперимента, показавшего, что
отрицательная оценка  друзьями школьника его внешности вызывает ответ ное
ухудшение к ним его отношения (Zielinska, Zabo- rowski, 1971). Тот факт, что
некоторые современные  исследования, по существу, переоткрывают на эмпири
ческом уровне давно сформулированные положения,  делает эти положения
актуальными  и в настоящее  время. Познакомимся с ними подробнее.    Весьма 
отчетливо процесс эмоционального пере ключения обозначен в учении Б.
Спинозы, в котором  он занимает положение одной из центральных зако
номерностей, объясняющих возникновение новых эмо циональных отношений.
Согласно этой закономерности  все, что более или менее опосредствованным
путем служит воображаемой  «причиной»  удовольствия или
                            88
неудовольствия субъекта, становится предметом его положительного или
отрицательного эмоционального отношения. Эмоциональное переключение лежит
в основе, в частности, формального определения любви и ненависти как
удовольствия и неудовольствия, «сопровождаемого  идеей   внешней   причины» 
(1957. С. 510), которое, по существу, означает, что мы начинаем некоторый объект 
любить или  ненавидеть непременно за нечто, что для нас уже  мотивационно
значимо и вызывает эмоциональное отношение. Речь идет о самом   обычном  
событии в эмоциональной жизни, поскольку в употреблении Б. Спинозы любовь
означает любое, не обязательно сильно выраженное положительное 
эмоциональное  отношение,  а ненависть — отрицательное.    Подобных  взглядов
на возникновение любви и ненависти придерживался  Д. Юм, подчеркивавший не-
совпадение их объекта и причины
8
: «При рассмотрении  причин любви и
ненависти мы найдем,  что они очень разнообразны и  имеют  между собой 
немного общего. Добродетельность, знания, остроумие, здравый  смысл,
Hosted by uCoz