Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 283 
Next page End  

   перечень поводов, способных возбудить два последних   переживания, приводит
Д. Юм:  «Всякое ценное ду  шевное качество, относится ли оно к области вообра 
жения, рассудка, памяти или темперамента, напри  мер: остроумие, здравый
смысл, образованность, му  жество, справедливость, честность, является причиной  
гордости; противоположные же  свойства являются   причиной униженности. Но
эти аффекты не ограничи  ваются духом, а распространяются и на тело. Человек  
может гордиться своей красотой, силой, ловкостью,   привлекательной
наружностью, умением  танцевать,   ездить верхом или фехтовать, своим
искусством в ре  меслах или ручном труде. Но и это еще не все... На  ша родина,
семья, наши дети, родственники, наше бо  гатство, наши дома, сады, лошади,
собаки, платье—   все это может стать причиной как гордости, так и  
униженности» (1966. С. 407).     Представляется, что уже одна эта цитата, касаю
щаяся  возникновения двух специфических  эмоцио нальных отношений, признает
большее значение эмо ционального переключения в жизни человека, чем мно- ' 
гие, вместе взятые, современные концепции эмоций.  Однако механизм 
эмоционального переключения обе спечивает возникновение не только отдельных
эмо циональных отношений, но и, вместе с другими зако номерностями динамики
эмоций, дальнейшее их раз витие в ситуации. Рассмотрим эмоциональные явле
ния, развивающиеся, согласно Б. Спинозе, из аффекта  любви.    Человек,
испытывающий любовь, сопереживает аф фекты любимого лица: «Кто
воображает, что предмет  его любви получил удовольствие или неудовольствие, 
тот и сам также будет чувствовать удовольствие или  неудовольствие, и каждый из
этих аффектов будет в  любящем  тем больше или меньше, чем  больше или 
меньше он в любимом   предмете» (1957.  С. 473).  Вследствие переключения
такой сопереживаемой эмо ции любовь может распространиться на третье лицо: 
того, кого мы воспринимаем в качестве причины, до ставившей предмету нашей
любви удовольствие, мы  станем тоже любить, а того, кто причиняет ему не-
удовольствие, мы станем ненавидеть.    На основе этих же законов эмоциональный
процесс может получить дальнейшее продолжение. Так, в от-
                            90
ношении лица, ненавидимого из-за того, что он причинил любимому  нами лицу 
страдание, могут развиваться подобные процессы сопереживания и последующего  
переключения,  только с противоположным эмоциональным  знаком: «Если мы 
воображаем, что кто-либо причиняет удовольствие предмету, который мы
ненавидим, то мы будем и его ненавидеть. Наоборот, если мы  воображаем, что он
причиняет этому предмету неудовольствие, мы  будем  любить  его» (С. 475).   
Любовь  порождает также ряд желаний,  рассматриваемых  в учении Б. Спинозы в
качестве одного из трех «первоначальных или главных» видов аффекта
9
. Мы 
желаем  предмет своей любви  «иметь налицо и сохранять», доставлять ему
всякого рода удовольствия, «... и наоборот, отрицать все то, что, по нашему
воображению,  причиняет  нам или любимому   нами предмету неудовольствие»
(С. 476). Любовь порождает также желание  взаимности, которое, будучи не-
удовлетворенным,  вызывает неудовольствие. Такое неудовольствие, как и всякое
другое, способно переключиться на  свою причину, если, конечно, человек такую
находит. Ее он может усмотреть как в самом себе, считая, что его не любят по его
Hosted by uCoz