Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 283 
Next page End  

  ций, связанных с мыслью об одном и том же объекте»  (Burt, 1945. Р. 538). При
таком понимании чувства- сантименты  означают не  отдельные онтологические 
явления, какими  следует считать ведущие  эмоции  а гносеологические
обобщения для обозначения всей  системы связанных с некоторым предметом
производ ных  эмоций. Подобным образом чувства интерпрети руются  и рядом
советских авторов (Ковалев, 1957;  Фортунатов,  1946; Якобсон, 1958),
утверждающих,  например, что  «психический процесс непосредствен ного
переживания  какого-либо чувства и  является  эмоцией»  (Смирнов, Трохачев,
1974. С. 31).     Такая точка зрения отражает  факт организован ности эмоций
вокруг некоторого ядра, а не механизм  их организованности. И если вернуться к 
тезису о  том, что идею  о ситуативной динамике эмоций, со держащуюся  в 
учениях прошлого, современная пси хология утратила постепенно, то учение о
сентимен- тах можно рассматривать как переходный этап этого  процесса, на
котором развитие эмоций уже. не призна валось, хотя еще отражалось.    Во 
всяком случае феноменологический  материал,.  которым  оперировали
представители учения, тесно  перекликается, а порой прямо совпадает со
спинозов- ским: «Так, Шанд указывает, что когда человек ис пытывает чувство
любви  по отношению   к какому- нибудь лицу  или другому объекту, он 
переживает  нежную эмоцию  в его присутствии, страх или трево гу, когда это
лицо в опасности; гнев, когда ему угро жают; печаль, когда его теряет; радость,
когда объект  чувствует себя хорошо или  возвращается  к нему;  благодарность к
тому, кто делает добро любимому  существу, и т. д.» (Мак-Дауголл, 1916. С. 91).
Отли чие состоит в том, что Б. Спиноза считал любовь не обходимой
предпосылкой развития такого рода эмо ций, тогда как представители учения о
сантиментах,  уже частично подчиняясь позитивистскому  запрету  углубляться в
мир внутренних переживаний, созре вавшему и закреплявшемуся в то время в
психологии,  констатируют внешний факт: все эти наблюдаемые  эмоции, вместе
взятые, способность человека к ним —  это и есть любовь.    Конечно, признание
ситуативного развития  эмоций, существования организованных систем, опреде-
                            98
  дрзщих это развитие, не раскрывает всех тайн орга низации мотивационной
сферы  отражения; главные  открытия несомненно впереди. Однако такое призна
ние, взгляд на эмоциональную жизнь, как на постоян но 'развивающийся по
определенным правилам  про цесс, представляется обязательным условием
прибли жения к тайнам мотивации.    Много неясных проблем возникает при
постановке  вопроса о совместном проявлении отдельных эмоцио- нально-
мотивационных систем, в частности о взаимо действии выделенных выше
универсальных  и специ фических систем. Факты   говорят о том, что они 
регулируют поведение в теснейшей взаимосвязанно- *"'  сти. Для появления
страха, например, недостаточно  того ведущего переживания, с которым
воспринимает ся угрожающий агент. Как правило, в этом процессе  участвует еще
универсальная производная эмоция,  констатирующая  или предвосхищающая   
неуспех в  попытке удалиться от угрозы. При других обстоятель ствах эта же
эмоция может «включить»  гнев, более  того—направить  его, так как его
объектом обычно  становится именно причина неуспеха. Сравнительно  полно
Hosted by uCoz