Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 166 
Next page End  

3+1 получила всеобщее распространение; ее открытие при-
писывается Марии Коптской (или Марии Еврейке), жен-
щине-философу второго-третьего веков нашей эры. Тема
числа 4 использована в уже упомянутой выше сцене с ка-
бирами из второй части «Фауста» Г¸те. «Четыре» как число
частей, на которые естественным образом делится круг,
представляет собой символ целостности в алхимической
философии — символ, существующий вот уже 17 веков.
Наконец, не будем забывать, что центральный символ
Христианства также основан на числе 4, причем форма ла-
тинского креста точно следует структуре 3+1 ¹.
Как и первая из разобранных нами картин, данная кар-
тина изображает столкновение двух несоизмеримых миров
— вертикального и горизонтального, — которые соприка-
саются только в одном пункте. В первой картине этот
пункт отмечен стремлением сеятеля засеять Землю огнем, а
во второй картине — взглядом, направленным на Землю
сверху.
Что же касается четырех округлых тел², не являющихся
изображениями глаз, следует заметить, что лишь одно из
них представляет собой форму круга без дополнительных
элементов. Второе (вверху справа) — светлое пятно с тем-
ной серединой; третье, темного цвета, частично заслонено
потоком воды; наконец, четвертое словно испускает белый
пар, струящийся вниз. Таким образом, здесь речь идет о
четверице (то есть дифференцированной группе из четырех
элементов), противопоставленной недифференцированной
восьмерке глаз, которая, в свою очередь, входит в состав
другой группы со структурой 3+1 — если исключить из
рассмотрения главное, центральное лицо.
1)
Уэллсовская «машина времени» имеет четыре видимые колонны, одна
из которых «выглядела странной, мерцающей, как бы нереальной»
(прим. автора).
2)
В связи с округлыми телами я хотел бы вспомнить написанную в 1889
г. картину Ван Гога «Звездная ночь». Звезды на этой картине выглядят
подобно большим светящимся дискам, то есть совсем не такими, ка-
кими они являются нашему зрению. В связи с этой своей картиной
автор говорил о «пантеистическом упоении», называя ее «клочком апо-
калиптической фантазии»; он сравнивал звездные диски с «группой
существ, подобных нам». Предполагается, что своим происхождением
картина обязана какому-то сновидению художника (прим. автора).
Hosted by uCoz