Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 166 
Next page End  

уникальный объект; со статистической точки зрения о нем
можно сказать лишь, что он ничего не означает. Тем не
менее, поскольку наши интересы сосредоточены в области
психологии, мы имеем право предполагать за подобным
курьезом определенную значимость — хотя бы в связи с
тем, что сознание невольно поддается его нуминозному
воздействию. Вот почему есть смысл обратить внимание на
данное произведение — независимо от степени его неправ-
доподобности и иррациональности; оно этого заслуживает,
ибо является важным фактором, влияющим на психиче-
ские процессы. И все же не надо забывать, что констатации
в данной области вовсе не обладают силой доказательств.
Психология — в той мере, в какой она практически за-
трагивает конкретного человека, — не может удовлетво-
ряться средними значениями, поскольку они говорят толь-
ко об общих принципах поведения; она должна самым вни-
мательным образом отнестись к исключениям индивиду-
ального порядка, остающимся за рамками статистических
подсчетов. Настоящий, глубинный смысл человеческой ду-
ши не в ее усредненных характеристиках, а в ее уникаль-
ности и неповторимости, то есть свойствах, которые с на-
учной точки зрения ничего не значат. Благодаря экспери-
ментам Райна — если не благодаря собственному практи-
ческому опыту — мы теперь знаем, что невероятные
события все-таки происходят, и что наше видение мира,
дабы соответствовать действительности, должно учитывать
также и проявления невероятного. Подобный взгляд на ве-
щи — кощунство для тех, кто предпочитает чисто научный
образ мышления; следует, однако, напомнить, что без ис-
ключений не было бы статистики, и что для реальной,
практической жизни исключения зачастую оказываются
намного важнее усредненных правил.
Наша картина позволяет a
posteriori
сделать некоторые
выводы относительно природы феноменов «небесного про-
исхождения». «Небо» — это не просто воспринимаемое на-
шим зрением воздушное пространство голубого цвета или
Вселенная, заполненная звездами; оно является человеку
как четвертое измерение — нечто совершенно чуждое, на-
селенное человекоподобными и зооморфными сверхъесте-
ственными существами, полное темных дисков и округлых
дыр. Что касается дыр, то они, по всей видимости, трех-
мерны и лишены четвертого измерения. Как мы видели,
задний план картины в целом имеет «водянистую» приро-
ду; он представляет собой нечто текучее и в этом смысле
прямо противоположен «огненной» природе предыдущей
картины. Огонь служит аллегорией движения, страсти и
аффекта, тогда как вода, в силу своей особой, «прохлад-
ной» вещественности, обозначает пассивность, терпение,
спокойствие, отрешенное созерцание; отсюда — утоляю-
щая жажду «вода учености» (aqua doctrinae) и refrigerium
— освежающая, прохладная вода жизни в раю, гасящая
огонь чистилища, подобно «саламандре» алхимиков.
Говоря «наша вода — это огонь» (aqua
nostra
ignis
est),
старые мастера-алхимики выражают единство, которое на-
шим мышлением разорвано на контрастные составляющие;
аналогичный феномен мы встречаем в связи с бессозна-
тельным образом Божества. Эта кажущаяся тайна харак-
теризует все сущее: с одной стороны оно есть такое, какое
есть, а с другой стороны оно не равно самому себе; данный
парадокс полностью применим к сфере бессознательного,
реальность которой мы можем испытать только в сравни-
тельной форме. То же относится и к четвертому измере-
нию, которое можно рассматривать либо как всего лишь
математическую фикцию, измышление нашего мудрству-
ющего рассудка, либо как откровение сферы бессознатель-
ного.
Возвращаясь к НЛО, позволим себе сделать из изложен-
ного следующий вывод: НЛО это ставшее видимым
содержание глубинных слоев психики, то есть по опре-
делению НЛО суть архетипические формы.
Картина Ива Танги (рис. 4)
Картина Ива Танги¹ датируется 1927 годом, то есть она
написана за 10 с лишним лет до эпохи массированных
бомбардировок городов, на мысль о которых она наводит.
Произведения современной живописи обычно трудно
интерпретировать, ибо вся ее цель в том и состоит, чтобы
изгнать смысл и форму, заменив их чем-то странным,
обескураживающим зрителя. Поэтому я прибег к необыч-
Hosted by uCoz