Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 166 
Next page End  

важную) функцию.
Четыре фигуры составляют развернутый символ целост-
ности, то есть Самость в виде одного из ее эмпирических
проявлений. Существует гностическое божество, известное
под именем Барбело: «Бог — это Четыре»¹. В раннехристи-
анском представлении единство ставшего видимым боже-
ства основывается на числе 4, то есть на столпах четырех
Евангелистов (которые репрезентируют структуру 3+1);
сходным образом гностический Моноген (Единородный)
зиждется на Тетрапезе (то есть на трапеции; «Тетрапеза»
означает стол на четырех ножках). Христос — глава Цер-
кви (общины верующих); в качестве Бога Он есть единая
Троица, а в качестве «антропоса», исторически реального
Сына Человеческого, он является прообразом внутреннего
мира личности и, одновременно, высшим примером для
стремящегося к достижению целостности эмпирического
человека.
Итак, словно по совершенно случайному совпадению,
картина воплощает образ священного брака на небесах,
вслед за которым на земле происходит рождение Спасите-
ля и Богоявление.
Картина характеризуется подчеркнутой горизонтальной
осью. Что касается вертикали, то ее видимым выражением
служит композиция из четырех фигур; кроме того, ощу-
щению вертикали способствует драматический аспект ог-
ня, источник которого находится в небе. Трудно отказаться
от сопоставления с бомбардировкой, ибо в период создания
картины мысль о возможности бомбардировок носилась в
воздухе — с одной стороны, в форме воспоминания, а с
другой стороны в форме предчувствия. Появление в небе
образований, похожих на НЛО, и удивительные события,
происходящие внизу — все это составляет впечатляющую
вертикаль, которую легко воспринять как вторжение иного
порядка вещей. Акцент в картине явно падает на фигуры,
расположенные в шахматном порядке (об этой конфигура-
ции мы подробно говорили в связи с предыдущей карти-
ной). У художника, несомненно, было намерение сделать
эту группу как можно более загадочной. В горизонтальном
плане картины художнику удалось исключительно точно
выразить состояние космической пустоты, холода, безжиз-
ненности, бездушия, полной заброшенности и одиночест-
1) Упоминание об этом божестве встречаем в памятнике, известном как
«Апокриф Иоанна»; русский перевод М. К. Трофимовой см. в книге:
Апокрифы древних христиан. — М., «Мысль», 1989.
Hosted by uCoz