Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 166 
Next page End  

ника могут появиться формы, ему самому неизвестные, но
в любом случае они будут нести на себе отпечаток опреде-
ленных ограничений. Что касается картины Танги, то та-
кими формами являются: пять фигур в шахматном порядке
(quincunx), тетрада (со структурой 3+1) и, в верхней части,
«небесные знамения» в форме округлости и сигары, то есть,
иначе говоря — архетипы.
Пытаясь отвлечься от мира наглядных и постижимых ве-
щей и обратиться к беспредельности хаоса, современное
искусство в значительно большей степени, нежели психо-
логические тесты, способно возбуждать свободные от обыч-
ного личностного аспекта «комплексы», которые, таким об-
разом, предстают в своем исконном виде, то есть как пер-
вичные формы инстинктов. Будучи сверхличностными,
они обладают коллективно-бессознательной природой и
являются едиными для всех людей. Личностные комплексы
всегда возникают там, где имеет место конфликт с инс-
тинктивной предрасположенностью. Они суть точки не-
удачной адаптации, и их чувствительность высвобождает
аффекты, срывающие с лица цивилизованного человека
маску приспособленности к жизни. Быть может, здесь-то
и кроется цель, которой косвенным образом стремится до-
стичь современное искусство. Хотя ныне в нем царит край-
ний произвол, беспредельный хаос, утрата красоты и смыс-
ла возмещается актуализацией и укреплением бессозна-
тельного. Последнему менее всего свойственна хаотич-
ность; оно является составной частью природного порядка,
и поэтому следует ожидать возникновения форм, свиде-
тельствующих об этом порядке. Сказанное, как мне кажет-
ся, относится и к картине Танги: словно по чистой случай-
ности в хаотическом множестве возможностей дают о себе
знать неожиданные упорядочивающие принципы; послед-
ние обнаруживают самое тесное родство с вечными психи-
ческими доминантами. Возбуждая коллективную игру во-
ображения, они, как бы по мановению волшебной палочки,
переносят на небеса «видения», типичные для нашего тех-
нического века.
Образы наподобие представленного в нашей картине
редки, но все-таки иногда встречаются; точно так же НЛО
видели лишь немногие люди, что, однако, не дает основа-
ния сомневаться в существовании соответствующих слу-
хов. Слухи эти даже обратили на себя внимание твердоло-
бых военных, хотя по своей невероятности они превосходят
все, что я говорил здесь о смысле обсуждавшихся картин.
Читателю, желающему составить независимое
представление о степени распространенности легенды о
НЛО, я рекомендую книгу Эдгара Зиверса «Летающие
тарелки над Южной Африкой». Многое в ней кажется
спорным, но в целом она дает хорошее представление об
усилиях, которые в наше время приходится тратить
интеллигентному человеку доброй воли, желающему
заниматься проблемой НЛО. Видно, задача должна была
показаться автору слишком уж провоцирующей и
задевающей за живое, раз он взял на себя труд сдвинуть с
места небо и землю. К сожалению, Эдгару Зиверсу
недостает познаний в области психологии
бессознательного, абсолютно необходимых в связи с
данной проблемой; но то же можно сказать и о подавля-
ющем большинстве наших современников. В его книге
приведено огромное количество разнообразных объясне-
ний, к которым люди прибегали вплоть до последнего вре-
мени; объяснения эти основываются на научных и фило-
софских соображениях, а также, к сожалению, на не под-
дающихся проверке утверждениях теософского порядка.
Некритический подход и легковерность, в иных обстоя-
тельствах крайне нежелательные, в данном случае принес-
ли большую пользу, ибо благодаря им скопившиеся вокруг
проблемы НЛО разнородные спекуляции оказались собра-
ны в данной книге. Читатель, интересующийся психоло-
гией молвы, сможет почерпнуть много полезного из этой
работы; в ней он найдет исчерпывающий обзор психиче-
ской феноменологии НЛО.
Hosted by uCoz